Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Иранская стратегия России

© РИА Новости Сергей ГунеевПрезидент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Архив
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Архив
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российское министерство иностранных дел призвало международное сообщество вернуться к серьезным переговорам с Ираном, чтобы предотвратить развертывание иранцами полноценной программы по созданию ядерного оружия. Хотя о России часто говорят, что она слепо поддерживает Иран, отношения между двумя этими странами намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

15 февраля, после того, как Тегеран объявил о своем прогрессе в области мирного атома, российское министерство иностранных дел призвало международное сообщество вернуться к серьезным переговорам с Ираном, чтобы предотвратить развертывание иранцами полноценной программы по созданию ядерного оружия. Хотя о России часто говорят, что она слепо поддерживает Иран, отношения между двумя этими странами намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

 

Большинство российских компаний соблюдают международные санкции, которые мешают транснациональным корпорациям использовать возможности, открывающиеся в Иране. Крупные контракты регулярно отменяются или откладываются. Впрочем, экономическое сотрудничество Ирана и России, особенно в секторах гражданской авиации и телекоммуникаций, а также в отраслях, связанных с углеводородами, остается весьма значительным.

 

Несмотря на то, что Иран долгое время был одним из ведущих покупателей российской обороной продукции, это практически прекратилось из-за принятого президентом Дмитрием Медведевым в 2010 году решения запретить продажу Тегерану ракетных систем, бронемашин, военных самолетов, вертолетов и кораблей. Эта мера была явно жестче условий санкций ООН. В дальнейшем оборонные поставки из России в Иран сводились к продаже оборудования, необходимого для модернизации ранее переданных иранцам зенитных и разведывательных систем, а также средств радиоэлектронной борьбы.

 

Хотя отношения между двумя странами временами бывают непростыми, Москва отлично понимает геополитическую важность Тегерана – не только для Ближнего востока, но и для Средней Азии и Кавказа. Российские лидеры давно считают, что протесты – такие как Зеленое движение 2009 года – могут породить нестабильность в странах к югу от России, и «пробуждение арабского мира» только укрепляет их в этой мысли. Они также боятся, что удар Израиля по Ирану может стать первым шагом к региональному конфликту, способному охватить весь Ближний Восток и привести к массовому притоку беженцев через Азербайджан на российскую территорию. В то же время их тревожит и возможность того, что Иран дестабилизирует ситуацию на южных границах России, особенно заметную в свете сложных отношений между Ираном и Азербайджаном.

 

Российские военные недавно объявили о предстоящих следующей осенью широкомасштабных учениях на Кавказе, сценарий которых предусматривает войну, начинающуюся с удара по Ирану и перерастающую в региональный конфликт с участием России. 

 

По мнению российских лидеров, Иран уже сейчас обладает техническим потенциалом и материалами, которые позволят ему создать ядерную бомбу, если он этого захочет. Поэтому, Россия выступает против любых попыток нанести ущерб иранской ядерной программе с помощью авиаударов (или других силовых методов). Их логика подразумевает, что такие удары, безусловно, могли бы ненадолго замедлить развитие программы, однако при этом они подкрепили бы намерение Ирана обзавестись ядерным оружием, чтобы предотвратить будущие нападения. Таким образом, с точки зрения России, переговоры – это единственный способ не позволить Ирану получить ядерный арсенал. 

 

Россия хотела бы в итоге привести дело к всеобъемлющему соглашению, по условиям которого Тегеран должен согласиться остановить свою программу по созданию ядерного оружия в обмен на отмену санкций и реинтеграцию Ирана в мировое сообщество. Если Иран поведет себя агрессивно и выполнит свою угрозу перекрыть Ормузский пролив, России в краткосрочной перспективе это будет на пользу, так как приведет к росту цен на нефть. Однако интенсификация региональной нестабильности, которая неминуемо за этим последует, создаст для нее серьезные неприятности. К тому же, в долгосрочной перспективе стабильные цены на нефть выгоднее Москве, чем чрезмерно высокие.