Кто больше всех командует, в действительности - плохой руководитель. Демократия – это рассеивание власти, противоположность авторитаризму, при котором она сосредотачивается в одних руках. К рассеиваниию власти плохо относятся в нашу эпоху кризисов и быстрых решений. Нарождающиеся авторитарные режимы могут без особых сложностей преодолеть свои трудности с быстротой и эффективностью, которых не ведали западные демократии. Наиболее спорные и обсуждаемые решения о предоставлении финансовой помощи, урезании социальных программ или государственных капиталовложений всегда с большей легкостью принимаются в России и Китае, чем в Европе и США.
Мы не знаем, какая часть кризиса приходится на трудности излишне рассеянной власти, но возможно, на эти трудности приходится весь кризис. Наглядным примером этого являются медлительность в принятии решений и глубина различий в позициях 27 стран-членов Евросоюза по вопросу разрешения греческого кризиса, который длится уже пять лет. Или задайте подобный вопрос Обаме, столкнувшемуся с бесконечными трудностями при проведении реформы здравоохранения, принятии государственного бюджета и попытке сократить бюджетный дефицит с помощью налогов.
В одном случае отсутствие решения объясняется раздробленностью европейской власти, прекрасно описанной Хосе Игнасио Торребланкой (José Ignacio Torreblanca) в его книге под одноименным названием, а в другом – республиканским большинством в раздробленном и враждебном президенту Конгрессе.
Обе вышеописанные ситуации чреваты нестабильностью. В случае США это может сказаться на результате президентских выборов в ноябре, в случае Европы это уже вылилось в некое подобие постоянного путча в самой промышленно развитой стране, прибирающей к рукам чужой суверенитет и внимательно наблюдающей за действиями своих партнеров. В этом вопросе ей оказывает заботливую и неизменную поддержку Франция.
Это новое соотношение сил не является результатом какой-либо внутренней крепости духа. Скорее наоборот, как показывают самые недавние события, приведшие к отставке президента Федеральной республики Кристиана Вульфа (Christian Wulff), оно [новое соотношение сил] вызвано слабостью институтов других европейских стран, не имеющих собственного лица и не играющих какой-либо значимой роли, руководимых самими что ни на есть серыми личностями за всю историю их существования. А правительства этих стран испытывают на себе все социальные последствия кризисов, не имея какой-либо свободы маневра для принятия решений.
Несмотря на мечтания отдельных лиц, Германия не является новой зарождающейся державой. Достаточно посмотреть на ее слабую, увядающую демографическую пирамиду.
Ее конкурентоспособность и экспортные возможности основываются на слабости других. То же самое происходит и со способностью руководить.
Во главе Германии стоит все более усталый канцлер, которая теряет поддержку и бессмысленно расходует главные козыри.
За время ее пребывания у власти уже второй президент покидает свой пост, а подыскать нового, как в предыдущие разы, не получается. Ее коалиция с либералами трещит по швам. Одни за другими эта коалиция проиграла почти все выборы в местные органы власти. Понятно, что сейчас она боится проиграть уже и президенту Саркози, повсюду следующего за ней по пятам, потому что это стало бы еще одной ступенькой по лестнице, ведущей вниз, и оставило бы Ангелу Меркель один на один с полным сил и энергии вновь избранным Франсуа Олландом (François Hollande), готовым покончить со столь асимметричными и искусственными отношениями, как те, что существуют в настоящее время.
Разглагольствования о суверенитете в момент наибольшего рассеяния власти призваны отпугнуть привидения. Они напоминают песенки, которые напевает заблудившийся мальчик, чтобы приободрить самого себя, пока он ищет дорогу домой. Именно это делает Саркози, выступая за сильную Францию, и при этом все мы знаем, что национальные государства будут становиться все более слабыми. Или нынешний председатель правительства Каталонии Артур Мас (Artur Mas), рассуждающий о перспективах независимости Каталонии перед представителями мировой прессы. Сюда же следует отнести и демонстрацию силы Алисии Санчес-Камачо (Alicia Sánchez-Camacho), возглавляющей региональное отделение Народной Партии в Каталонии и при этом не считающей нужным голосовать за принятие бюджета, или хвастливые заявления Хосе Марии Аснара (José María Aznar) о сосредоточении власти в руках его единомышленников: «Вы тут все раздаете указания и вас тут столько, что у меня уйдет очень много времени на то, чтобы поприветствовать вас всех», сказал он им в прошлую субботу в Севилье.
Меркель раздает много указаний, но руководит при этом плохо и слабо.