Российские политики Валерия Новодворская и Константин Боровой недавно высказались, что латвийский референдум о предоставлении статуса государственного языка русскому языку может быть делом рук Москвы. За несколько дней до 18 февраля они посетили Ригу, вызвав заметное волнение в рядах сторонников референдума.
Новодворская: - У советского писателя Аркадия Гайдара есть такой рассказ «Тимур и его команда». Тимуровцы рисовали звезды на тех домах, откуда кто-то их членов семьи пошел воевать в Красную армию, и в дальнейшем эти дома считались под их опекой - кололи дрова, приносили воду и оказывали другую необходимую помощь. Аналогично и российские демократы однажды обязались заботиться о том, чтобы страны Балтии были свободными и независимыми. В конце 80-х годов мы за это боролись, и это увенчалось развалом СССР, но и в дальнейшем мы внимательно наблюдали, не угрожает ли вам кто-то... Нам позвонили и рассказали, что произошло несчастье - организуется антигосударственный референдум. И это действительно чрезвычайный случай, потому что референдум за предоставление статуса государственного языка русскому языку ни на одной другой бывшей оккупированной СССР территории не пытались провести. Мы были в Эстонии, когда там происходили беспорядки из-за «Бронзового солдата». В Литве, к счастью, до сих пор ничего такого не происходило. Статистика, к сожалению, подтверждает: угрозы соседним с Россией странам фактически пропорциональны количеству живущих там русскоязычных.
- Почему?
- В них слишком глубоко укоренились советские стандарты. Свою родину они так и не смогли найти – для них это не Латвия, не Эстония, не Литва, но и не Россия. Государства, которое отвечает пониманию этих людей о родине, больше не существует. Речь не о языке, это только отговорка. Русскоязычные Латвии сами себя загнали, словно в «пятый угол», который попросту не вписывается ни в одно здание. У тех 270 тысяч, кто на референдуме проголосовал за предоставление статуса государственного языка русскому языку, в голове желаемая картина, в которой нет такой независимой Латвии, а снова – Советский Союз.
Читайте также: О языках в Латвии и других местах Европы
- Идея референдума, по-вашему, исходит из России, или Россия ее «перехватила»?
- Здесь произошло взаимное притяжение. У вас есть «пятая колонна», а в России власть переняли реакционные силы.
Боровой: - С приходом Путина к власти в России начался процесс восстановления империи. Это подтверждают, к примеру, заявления о Евразийском союзе и другие. К сожалению, это не только заявления, но действия, которые предпринимаются для укрепления доминирующей роли России. К тому же, Путину и приближенным к нему сторонникам политики «силы» важно не только, чтобы эта империя росла, но и сопротивлялась другим влияниям, чтобы был конфликт. Путин выразил сожаление, что современный мир становится «однополярным», в его понимании он должен быть, как минимум, «двухполярным», где Россия одна из ведущих сил, противовес демократическому Западу. Применяемые Россией технологии можно было увидеть в Украине, Грузии, Эстонии. Главное – создать точку нестабильности. Например, Украине указано, что Крым это русская территория, прошли демонстрации военного флота, другие провокации. Грузию долго обвиняли в нарушениях прав человека и нацменьшинств, были направлены войска. Их назвали «миротворческими силами», хотя это были просто части российской армии. После оказалась, что шла подготовка к войне. Если бы США не отреагировали, Россия не остановилась бы, потому что ее цель была подчинить Грузию. В Эстонии пункт нестабильности вроде бы был внешне совсем невинным - один памятник, который правительство решило переместить, однако все же начались беспорядки. Теперь Латвия… Это «лакомый кусочек» для России, и тут открываются широкие возможности. Около 40% жителей русскоязычные, в связи с чем сеять разногласия в обществе легче. Дается намек, что у латышей слишком много независимости, нужно ею «поделиться», от чего-то отказаться. Например, позволить, чтобы к власти здесь пришел какой-нибудь угодный Москве человек, аналогично тому, как это произошло в Украине. Или еще один сценарий – в каком-то регионе Латвии местные политические группы потребуют автономии. Конфликт обостряется, начинаются уличные столкновения, и Россия заявляет, что вводит свои «миротворческие силы». Нам говорят: такого быть не может, потому что Латвия – член НАТО. Но современные западные страны очень политкорректны – начнутся переговоры, другие дипломатические мероприятия, а тем временем все уже произойдет.
Пока это, конечно, теоретически, но пропасть уже удалось создать – уже проводится референдум, уже есть «Центр согласия», в который вложены очень большие деньги, уже есть СМИ, которые могут мобилизовать нужную часть общества. Пожалуйста. Все подготовлено!
Новодворская: - Мы два дня беседовали с различными политиками Латвии, и меня удивила их беззаботность. Доминирующая позиция такая: некачественная работа спецслужб Латвии – не проблема, потому что за спиной НАТО со всеми своими спецслужбами. И вообще, о безопасности не нужно беспокоиться, потому что НАТО Латвию защитит. Однако я хочу напомнить исторические факты. Например, в 1938 году западные страны, пытаясь избежать войны, «пожертвовали» Чехословакией, позволив Гитлеру захватить ее… Затем в Ялте западные страны уже «пожертвовали» всей Восточной Европой, в том числе Балтией, отдав ее Сталину. Россия сейчас – ядерная держава, и вряд ли Запад будет бороться за Латвию, если возникнет угроза новой мировой войны. Каждое государство должно быть готово защитить себя само. Самым большим гарантом безопасности было бы размещение в Латвии системы противоракетной обороны НАТО и нескольких военных баз США.
Еще по теме: Тенденциозно критикуют Латвию
- Теперь политики Латвии обещают, что будет «диалог» с русскоязычными. Но как убедить их изменить антигосударственную позицию?
- Врага надо бить его же оружием. Нужны телепрограммы, которые будут показывать правду о происходящем в России. Чтобы русские Латвии могли сравнить, какими благами они могут сейчас пользоваться здесь, которые несравнимы с жизнью в России. Эстонские русские убедились в этом, когда начали сравнивать жизнь в двух пограничных городах – Нарве и Иван-городе. Было время, когда русскоязычные Нарвы требовали присоединения к России, потом походили в гости и поняли: нет, в Эстонии жить все-таки лучше…
Нужно напоминать русским Латвии, что им никоим образом невыгодна защита России, потому что, если здесь начнутся военные действия, пострадают не только латыши, но и русские… В Абхазии и в Чечне во время войны погибло много русских, потому что их убила армия собственной страны, которая якобы пришла, чтобы их защитить…
- Вы упомянули Чечню. Наверняка знаете, что в Риге есть названная в честь президента Чечни Джохара Дудаева улица, а пророссийские партии Латвии постоянно выражают желание изменить это название. Почему такое волнение?
Боровой: - Насколько я знаю, это требование поступает напрямую из Москвы, и такое распоряжение Нилу Ушакову дано вскоре после того, как он стал мэром Риги…
… Перед поездкой в Латвию мы посмотрели местные русскоязычные интернет-порталы, и были очень удивлены, что здесь все русские, оказывается, сторонники Путина. Даже в России эта поддержка в последнее время не такая твердая. Интеллигенция этим определено не гордится. Но оказалось, что в Латвии идеи Путина в большем почете, чем в России. И из этого вытекает проблема, потому что эти идеи подчеркивают превосходство русскости – вот, мы сюда прибыли в советское время и привезли русский язык, теперь все на нем должны говорить. Настроенное таким образом общество легко мобилизовать на различные провокации, потому что оно не способно углубиться в вопрос, рассмотреть его с другой стороны…
Еще по теме: Грозит ли Латвии потеря суверенитета?
- В Латвии прозвучали надежды, что Россия через какое-то время может политически измениться, и имперские тенденции в ней уменьшатся. Но, если посмотреть на последние выборы парламента России, то картина не радостная, потому что после «Единой России» Путина следующие по популярности партии Зюганова и Жириновского.
Новодворская: - .. Если бы режим Путина пал, соседним с Россией странам, возможно, на какой-то момент стало бы легче потому что Россия была бы занята собственными проблемами. Но результат, в конце концов, может быть опаснее, аналогично тому, что мы пережили в 1917 году, – власть перешла бы к красно-коричневым, и это означает, что тенденции имперскости могут стать еще неразумнее. Сейчас не просматривается ни одного варианта, что к власти в России в обозримом будущем могут придти демократические силы. Россия не выбрала западный путь, и те демократические достижения, которые были во время Ельцина, утрачены. Для того чтобы выбраться из «болота», России надо основательно измениться и навсегда забыть такую привычную фразу «защита прав русскоязычных в странах Балтии». К сожалению, сейчас ее можно найти даже в программах некоторых демократических сил.
(Публикуется с небольшими сокращениями).
Перевод: Лариса Дереча