Бывают периоды, когда международная система претерпевает радикальные сдвиги за очень короткое время. Последним таким периодом были 1989-1991 годы. В то время рухнула советская империя. Пришел конец японскому экономическому чуду. Был подписан Маастрихтский договор, благодаря которому появилась современная Европа. События на площади Тяньаньмэнь оформили Китай в качестве рыночной экономики под руководством бессменной Коммунистической партии и так далее. Основополагающие компоненты международной системы коренным образом изменились, что повлекло за собой изменение правил на следующие 20 лет.
Сейчас мы также переживаем подобный цикл, который начался в 2008 году и длится до сих пор. За этот период Евросоюз перестал функционировать так, как это было еще пять лет назад, и пока ему только предстоит определить свою форму. Китай вступил в сложный в экономическом и социальном отношении период, поскольку мировой финансовый кризис нанес серьезный удар по его ориентированной на экспорт экономике, а китайские товары становятся все более неконкурентоспособными из-за инфляции. Вывод войск США из Ирака предоставил Ирану возможность укрепить свое влияние, что может изменить соотношение сил в регионе. Одновременные перемены в Европе, Китае и на Ближнем Востоке открывают возможности для того, чтобы на место мирового порядка, сформировавшегося в 1989-1991 годах, пришла новая международная структура.
Наш прогноз на 2012 год основывается на идее о том, что мы сейчас находимся в середине процесса, который можно назвать сдвигом в мировом укладе. Эти процессы все еще продолжаются, поэтому мы должны подробно рассмотреть отдельно будущее Европы, Китая и Ближнего Востока, прежде чем мы сможем сделать какие-либо выводы. Этот прогноз на 2012 год уникален в том смысле, что это не прогноз на один год в некоторой последовательности лет, которые определяются одними и теми же реалиями. Скорее это как раз тот год, когда отдельные прогнозы указывают на формирование новой реальности и пересмотр принципов функционирования мира.
2012 год, вероятно, не станет завершающим в этом процессе трансформации. Точно так же как 1991 год не стал завершением процессов того периода. Однако точно так же как 1991 был годом, когда стало ясно, что прежний мир холодной войны не может более функционировать, 2012 - это год, когда станет ясно, что миру, возникшему после окончания холодной войны, пришел конец, и на арену выходят новые игроки и новые движущие силы.
Европа
Евросоюз и еврозона сохранятся в 2012 году, а финансовый кризис в Европе стабилизируется, по крайне мере, на время. Однако эксперты Stratfor ожидают, что Европа продолжит свое длительное, болезненное погружение в углубляющийся кризис. Мы предполагаем, что в 2012 году отток капитала из периферийных европейских стран будет набирать темп, поскольку инвесторы Европы и других государств теряют доверие к европейской системе. Мы предполагаем, что оказание финансовой поддержки может в любой момент прекратиться, в случае необходимости надавить на правительства и навязать реформы в финансовой системе, что приведет к возникновению финансовых страхов.
Тем не менее, движущей силой, стоящей за изменениями в Европе в 2012 году, будет сила политическая, а не экономическая. Германия, видя для себя новые возможности в условиях финансового кризиса, использует свое финансовое и экономическое преимущество в попытке изменить структуру еврозоны в свою пользу. Сутью этой попытки «реформирования» является установление жесткого финансового контроля над как можно большим числом европейских стран посредством нового межправительственного договора и национальных конституций отдельных государств. В целом, мы предполагаем, что такие попытки не увенчаются успехом. Передача бюджетного управления иностранному государству была бы самой трагической жертвой суверенной власти в этом европейском эксперименте – жертвой, против которой твердо выступит большинство европейских правительств. Однако у Германии есть шесть ключевых преимуществ в 2012 году.
Во-первых, на 2012 год запланировано очень незначительное число выборов, поэтому большей части населения европейских стран не потребуются консультации по этому поводу. Из всех государств еврозоны только во Франции, Словакии и Словении пройдут очередные национальные выборы. Из этих трех стран выборы во Франции имеют ключевое значение: отношения Франции и Германии являются основой европейской системы, и любой серьезный конфликт между ними будет означать конец Евросоюза. Если Германия и пойдет ради кого-то на компромисс, то это будет Франция, а если Франция и нуждается в каком-либо другом государстве, чтобы сохранить собственное положение, то это Германия. Следственно, эти два государства решили пока сотрудничать, а не конкурировать, и, по нашим предположениям, их партнерские отношения сохранятся в течение года. К счастью для Германии, выборы во Франции приходятся на самое начало процесса ратификации, поэтому вероятность любых изменений в плане Германии возникнет довольно рано.
Во-вторых, Германии требуется одобрение только 17 государств еврозоны – а не 27 членов Евросоюза – чтобы эффективно реализовывать свой план. То, что Соединенное Королевство вышло из игры, довольно неудобно для тех, кто стремится к панъевропейскому процессу, однако это не помешает реализации плана Германии.
В-третьих, процесс утверждения договора, подобного этому, займет довольно много времени, и некоторые аспекты процесса реформирования могут быть пересмотрены. Ожидается, что лидеры европейских стран подпишут новый договор в марте, а остаток года и начало 2013 года уйдут на то, чтобы добиться его ратификации отдельными государствами. Внесение поправок в национальные конституции с целью угодить Германии может стать самой горькой составляющей этого процесса, но большую их часть можно отложить до 2013 года, а решение европейских организаций относительно того, как проходил процесс переработки, появится еще позже. Такие отсрочки позволяют политическим лидерам откладывать наиболее рискованные в политическом отношении этапы этого процесса на месяцы или даже годы.
В-четвертых, немцы стремятся оказывать серьезное давление. Практически все государства Евросоюза считают Германию главным адресатом их экспорта, а экспорт имеет ключевое значение для борьбы с безработицей в этих странах. В 2011 году Германия использовала свое экономическое и финансовое преимущество в качестве рычага воздействия для смещения избранных лидеров Греции и Италии и замены их на неизбранных бывших чиновников Евросоюза, которые сейчас работают над внедрением некоторых аспектов немецкой программы. Германия может и в 2012 году воспользоваться подобными рычагами, чтобы оказать давление на другие государства.
Вероятнее всего, против планов Германии выступят Ирландия, Финляндия, Нидерланды и Голландия. Ирландия хочет, чтобы условия ее программы вывода из кризиса были смягчены, и угрожает проведением национального референдума, который может пустить под откос процесс ратификации. Согласно законам Финляндии, чтобы ратифицировать некоторые аспекты договора, требуется одобрение парламентским большинством в две трети. Обычно проевропейское правительство Нидерландов представляет собой слабую коалицию, которая может принимать решения только при поддержке других партий, одна из которых в этом вопросе настроена крайне скептически. Испании предстоит принять наиболее болезненные меры жесткой экономии, если процесс реформирования вызовет доверие – и ей придется это сделать на фоне рекордного уровня безработицы и сокращения экономики. Также если Греция решится на проведение новых выборов в 2012 году, заинтересованные стороны в Европе попытаются гарантировать, чтобы новое правительство в Афинах не прекратило сотрудничать с Европейским центральным банком, Европейской комиссией и Международным валютным фондом. Ни одна из этих проблем не может автоматически вызвать конфронтацию, однако их придется решать, чтобы обеспечить успешную ратификацию, и немцы ясно дали понять, что они обладают множеством инструментов для принуждения правительств других стран.
В-пятых, европейцы напуганы, что заставляет их действовать так, как они обычно не делают – например, вводить режим строгой экономии или ратифицировать договоры, которые им не нравятся. Принципиальное согласие принести в жертву суверенитет с целью на практике сохранить европейскую экономическую систему может показаться оправданной сделкой. Настоящий политический кризис не наступит до тех пор, пока эта жертва в виде суверенитета не перейдет из теоритической сферы в практическую, а в 2012 году этого не случится. Во многом политическая гибкость европейских правительств направлена на то, чтобы отсрочить невыносимую экономическую катастрофу еще на некоторое время.
Экономическая отсрочка этой катастрофы – шестое преимущество Германии. Здесь главным игроком является Европейский центральный банк. Финансовый кризис имеет два аспекта: несостоятельные европейские правительства движутся к дефолтам, которые разрушат европейскую систему, а европейские банки (главные приобретатели государственного долга европейских стран) откровенно неплатежеспособны – их крах также уничтожит европейскую систему. В декабре Европейский Центробанк сообщил, что он намерен потратить 20 миллиардов евро (28 миллиардов долларов) за неделю на покупку государственных облигаций на вторичных рынках, чтобы поддержать европейские правительства, находящиеся в трудном положении, и в неограниченном объеме продлить европейским банкам долгосрочные ссуды под низкие проценты для поддержания ликвидности. Программа по облигациям достаточно обширна, чтобы теоретически приобрести три четверти всех ожидаемых к выпуску долговых обязательств европейских правительств на 2012 год, а первый день кредитной программы даст возможность испытывающим трудности банкам получить новый кредит в размере 490 миллиардов евро.
Вместе эти две меры снизят вероятность финансового краха еврозоны в 2012 году до минимума, однако они в значительной степени ухудшат конкурентоспособность и экономическую эффективность европейских стран. Однако эту проблему можно будет решить позже. Пока действия Европейского Центробанка обеспечат передышку в экономическом и политическом смысле. В экономическом смысле – потому что меры крайней экономии могут быть несколько более мягкими, чем они были бы в противном случае, а в политическом - потому что сохраняется ощущение, что Германия готова немного пойти на компромисс в вопросах бюджетной дисциплины сегодня, чтобы достичь своих более масштабных целей бюджетного контроля завтра. Таким образом, если финансовая поддержка и не позволит снискать расположение других европейских государств, то она, несомненно, позволит выиграть время.
Когда дело дойдет до ратификации, враждебность европейских государств по отношению к Германии и Брюсселю усилится. Главной темой для обсуждения по всем мире станут попытки государств защититься от того, что ими будет восприниматься как возрастающее – и нежелательное – вмешательство Германии в их внутренние дела. На национальном уровне углубление кризиса приведет к всеобщему возмущению мерами жесткой экономии правительства. Практически полное отсутствие запланированных выборов лишит людей их нормального предохранительного клапана в виде центристских оппозиционных партий и приведет к росту националистических и экстремистских движений и народным волнениям.
Политический и финансовый беспорядок будет сохраняться, пока Германия будет вести переговоры с другими странами еврозоны относительно нового договора. Хотя в центре этих переговоров лежит крайне неоднозначный отказ от национального финансового суверенитета, Европа с высокой долей вероятности примет новый договор, поскольку его предполагаемый провал может значительно приблизить крах политических структур Евросоюза, кроме того, его вступление в действие в 2012 году еще не произойдет.