Из всех немецких парламентских партий только Левая партия считает своим политическим партнером в России КПРФ. Между немецкими «левыми» и российскими коммунистами есть, однако, существенные расхождения.
Давно минули времена, когда советские и восточногерманские коммунисты братались и совместно скандировали: «Дружба – Freundschaft!». Сейчас отношения между российской КПРФ и Левой партией ФРГ куда более прохладные. А столь прочные прежде межпартийные связи сегодня ограничиваются контактами на личном уровне – между партийными деятелями, сохранившими дружеские отношения еще с тех времен.
Кто они – немецкие «левые»?
Но единомышленниками во всем эти две партии считать нельзя. КПРФ – идейная преемница КПСС, а вот немецкая Левая партия (DieLinke) была создана путем объединения левой партии ПДС, преемницы восточногерманской партии СЕПГ, с партией «Избирательная инициатива за труд и социальную справедливость» (WASG).
Мы, говорят лидеры Левой партии, «либо объединившиеся осколки всевозможных левых группировок, либо – нечто принципиально новое, но имеющее давнюю историческую традицию». Предпочтительнее для них, конечно, говорить о чем-то новом, не поддающемся сравнению со всеми другими партиями, существовавшими в истории Германии.
Правда, дать определение этому «новому» партийные функционеры не в состоянии. Они говорят о том, что их партия – не коммунистическая, что правильнее всего ее называть «социалистической», но применительно к немецким, а не к французским или греческим политическим реалиям. «Я бы назвал нас радикальными левыми в марксистском понимании, если бы понятие "радикал" не было сейчас негативно окрашено», - пояснил корреспонденту DWодин из «левых».
Расхождения с КПРФ
Некоторые расхождения между КПРФ и немецкой Левой партией обусловлены исторически. В отличие от российских коммунистов, унаследовавших от КПСС принцип, не допускающий фракционности и внутрипартийного инакомыслия, в Левой партии такое не просто терпят, а даже культивируют, поощряют наличие различных внутрипартийных крыльев и течений.
К истории, кстати, у них тоже разное отношение. КПРФ, например, как-то предложила немецким товарищам совместно отпраздновать очередную годовщину Октябрьской революции. Однако эта затея не удалась. С точки зрения немецких "левых", "время, когда можно было заретушировать отдельные исторические факты, закончилось", а значит, наряду с Лениным пришлось бы чествовать также Троцкого, Каменева, Зиновьева, Бухарина и российских революционеров, стертых из официальной памяти КПРФ. К тому же подавляющее большинство членов Левой партии - убежденные "антисталинисты". Они называют Сталина "катастрофой", противоположностью истинным идеалам социализма и коммунизма.
Не очень нравятся немецким «левым», как они выражаются, «националистические акценты в политике КПРФ», ее великодержавная риторика и ностальгия по советским временам.
Идейные расхождения
Что касается внешнеполитических установок КПРФ, то тут немецкие коллеги не видят больших различий с официальной линией Кремля. Эксперт по международным делам парламентской фракции Левой партии Вольфганг Герке (WolfgangGehrcke) приводит в качестве примера отношение российских коммунистов к натовской операции в Афганистане.
«Левые» выступают за скорейшее ее окончание и считают, что, если бы Россия закрыла свою территорию и воздушное пространство для переброски натовских грузов и подкреплений в Афганистан, то эта военная кампания давно бы уже закончилась. К сожалению, считает Герке, КПРФ все еще пытается мысленно взять реванш за поражение СССР в Афганистане.
Есть расхождения между двумя партиями и в их взглядах на общественно-экономическое устройство. КПРФ, говорят немецкие «левые», возлагает чересчур большие надежды на государство. А вот за национализацию крупных концернов и банков выступают и те, и другие, но в отличие от российских коллег немецкие «левые» делают в социальной сфере ставку не на опеку государства, а на самоорганизацию общества, на гражданские инициативы.
Альтернатива Путину
Несмотря на имеющиеся расхождения, немецкие «левые» при этом готовы расширять партнерские отношения с КПРФ. Уже в скором времени, возможно, будет создана совместная рабочая группа для обсуждения и выдвижения согласованных парламентских инициатив по германо-российским отношениям, по визовой проблематике, по будущей европейской системе противоракетной обороны (ПРО).
Долгосрочная цель немецких «левых» - создать своего рода «Левый интернационал», в котором каждая партия сохраняла бы свою индивидуальность, что, однако, не мешало бы им в некоторых сферах действовать сообща. А пока они желают успеха Зюганову на предстоящих президентских выборах, которые, по их прогнозу, одним туром не ограничатся.