Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ежегодный прогноз: 2012 (часть 4)

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

© flickr.com / Renato Ganoza Китайский флаг
Китайский флаг
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Три фактора будут определять события в Восточной Азии: ответ Китая на экономический кризис и возможные общественные беспорядки на фоне перехода власти; долговой кризис в Евросоюзе и экономический спад, который обусловит снижение спроса на экспорт из Восточной Азии; взаимодействие с США в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Три фактора будут определять события в Восточной Азии: ответ Китая на экономический кризис и возможные общественные беспорядки на фоне перехода власти; долговой кризис в Евросоюзе и экономический спад, который обусловит снижение спроса на экспорт из Восточной Азии; взаимодействие с США в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

 

Финансовый кризис 2008 года обнаружил свойственную китайской экономике слабость, которая, как и в случае с влиятельными предшественниками Китая в Восточной Азии, главным образом была основана на такой модели экономического роста, в рамках которой во главу угла ставился экспорт и управляемые правительством инвестиции. Хотя Пекину в течение некоторого времени было известно о необходимости перехода к более сбалансированной экономической модели, продолжающийся спад в Европе и опасения развития нового мирового кризиса заставили правительство принять вызов и заняться реструктуризацией экономики сейчас, перестав постоянно откладывать начало ее проведения. Даже в лучшие времена переориентация экономики таких размеров, как китайская, может стать довольно трудной задачей, кроме того необходимость перемен возникла сейчас на фоне смены руководства страны, когда Пекин особенно восприимчив к любого рода опасностям. Учитывая, что линия политбюро изменится в октябре, а в начале 2013 года во главе страны встанут новые лидеры, Коммунистическая партия Китая (КПК) сконцентрировала свое внимание на поддержании социальной стабильности, чтобы сохранить наследие уходящего лидера и укрепить легитимность нового руководства.

 

Резкий спад в экономическом росте представляет собой серьезную угрозу для Китая в 2012 году. Ожидается, что в этом году Китай будет переживать умеренное снижение темпов развития вследствие ослабления экспортного сектора, резкого спада на рынке недвижимости и в инвестициях и рисков для банковского сектора. Пекин рассчитывает на то, что этот спад останется на допустимом уровне, по крайней мере, в течение года, пока будет происходить смена руководства. Резкое снижение спроса на китайские товары в Европе нанесет ущерб экспортному сектору, где показатели роста, вероятнее всего, вырастут лишь незначительно. Это снижение спроса на внешнем рынке будет угрожать уже ослабленной ориентированной на экспорт обрабатывающей промышленности, которая столкнулась с повышением стоимости сырья, коммунальных услуг и рабочего труда, а также повышающимся курсом валюты, что сводит к минимуму ее возможную прибыль. Китай будет пытаться компенсировать эти процессы, частично переориентируясь на экспорт в США и расширяя свое присутствие на развивающихся рынках в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке или Африке, хотя он все равно не сможет возместить те убытки, которые он понес из-за кризиса в Европе. Более того, ужесточение политики торгового протекционизма вследствие экономического спада и политических причин – особенно в преддверии сезона выборов в США – вероятно, приведет к тому, что китайские производители окажутся в центре торговых споров, что сделает их положение еще более уязвимым. Пекин прибегнет к традиционным инструментам, включая целевые кредиты, уменьшение налогов и прямые субсидии, чтобы смягчить риски роста безработицы и банкротства в производственном секторе, переживающем финансовые трудности.

 

Поскольку Пекин понимает: если он прибегнет еще раз к массивному бюджетно-налоговому стимулированию и выдаче банковских кредитов, как это было сделано в 2008-2009 годах, это будет иметь разрушительный эффект и поставит экономику под удар, он рассматривает несколько иные варианты действия в краткосрочной перспективе и использует правительственные инвестиции, чтобы поддержать рост экономики в 2012 году. Пекин возобновит и запустит несколько масштабных проектов развития инфраструктуры даже ценой избыточных производственных мощностей и нехватки продуктивности. Однако спад в секторе недвижимости, на долю которого приходится 10% ВВП и четверть фиксированных капиталовложений, вследствие ужесточения Пекином мер с 2010 года, представляет собой одну из серьезнейших угроз для попыток Пекина стабилизировать рост. Учитывая, что проекты доступного жилья - план Пекина компенсировать негативные последствия падения цен на недвижимость и ослабление инвестирования – вряд ли достигнут своей конечной цели, Пекин, вероятно, смягчит свою жесткую политику в секторе недвижимости в 2012 году, пытаясь избежать гиперкомпенсации, вызвав восстановление рынков после кризиса и инфляцию цен на недвижимость. Правящая Коммунистическая партия пообещала, что она возьмет эти вопросы под свой контроль, поэтому ее неспособность сделать это может подорвать доверие к Партии.

 

Продолжающийся интенсивный кредитный бум в сочетании с необходимостью отрабатывать просроченные кредиты, взятые в период стимулирования экономики в 2008-2009 годах, приведут к возникновению повышенного риска проблемных кредитов. Действительная доля невыплаченных кредитов в следующие несколько лет может повыситься на 8-12%. Сроки выплаты, по крайней мере, 4,6 триллиона юаней (729 миллиардов долларов) из местного долга, составляющего по оценкам правительства 10,7 триллионов юаней, наступят в течение следующих двух лет, и Пекин ожидает, что 2,5 триллиона из 3 триллионов юаней общего риска не будут выплачены. Риск невыплаченных кредитов, долг в 2,1 триллиона юаней из инвестиций в железнодорожные системы и массовые неофициальные кредиты в теневой банковской системе, которая заметно разрослась во время ужесточения условия выдачи кредитов, представляют собой системную угрозу банковскому сектору. Возможно, Пекину в 2012 году придется предпринять какие-то упреждающие меры, например, шаги по рефинансированию или вливанию капитала, чтобы гарантировать, что китайские банки будут в состоянии поддерживать доверие к финансовой системе Китая. Руководство Китая перед лицом необходимости выбора между стабилизацией в краткосрочной перспективе и коренными реформами в долгосрочной выберет первый путь, откладывая развитие кризиса и одновременно увеличивая его масштаб, когда он все-таки станет неизбежным в будущем.

 

Учитывая неопределенность экономической ситуации и политическую уязвимость, окружающую переход власти к новому руководству, политическая элита в Пекине попытается достигнуть консенсуса в высших кругах. Как он хорошо усвоил после событий на площади Тяньаньмэнь, фракционная борьба, разразившаяся в переломный момент, может стать серьезным риском, поэтому мы ожидаем, что руководством будут предприняты меры по укреплению идеологического и культурного контроля на всех уровнях Партии и во всех слоях общества. Тем временем, то, что приоритетом для Пекина является плавный переход власти, будет означать, что он гораздо менее терпимо станет относиться к действиям, которые могут спровоцировать дестабилизацию, хотя Пекин уже развивает упреждающие методы контроля над обществом, такие как руководство на уровне общин или предоставление тщательно контролируемых способов выражения горя для лучшего управления недовольством в обществе, которое, вероятнее всего, усилится в связи с ухудшающейся экономической ситуацией.

 

На международном уровне Китай продолжит набирать обороты в накоплении ресурсов и стратегии внешних инвестиций. С ростом внутренних проблем Китай может воспользоваться внешними спорами, чтобы уменьшить общественное недовольство. Предвидя давление со стороны США в сфере экономики и торговле из-за президентских выборов и стратегическое вторжение на периферийные территории Китая, Пекин сосредоточит свое внимание на сокращении вероятности просчетов и на отстаивании своей независимости в отношениях с Вашингтоном, одновременно разъясняя свой ответ на вмешательство США. Тем временем, Китай попытается уравновесить националистические инициативы, укрепляя отношения со своими соседями – особенно с претендентами на острова в Южно-Китайском море, Индией и Японией – и противостоя предполагаемым попыткам США ограничить экономическое влияние Китая в регионе и пути поставок. Страны, претендующие на острова в Южно-Китайском море, включая Малайзию, Филиппины и Вьетнам, ответят увеличением объемов закупок вооружения, извлекая выгоду из попыток США ограничить Китай.

 

Большинство азиатских стран, демонстрировавших значительный рост экономики после кризиса на протяжении 2010 года и в начале 2011 года, столкнутся с уменьшением темпов роста на фоне мирового экономического кризиса. Будучи важнейшим экономическим партнером многих стран, Китай увеличит масштаб своей экономической помощи и торговли с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии, чтобы укрепить свое влияние в них. Пекин надеется вновь приобрести экономическую власть в регионе посредством помощи, импорта потребительских товаров, валютных операций и региональных торговых соглашений, однако Пекин может  столкнуться с проблемами со стороны других государств – например, США и Японии.

 

Смерть лидера Северной Кореи Ким Чен Ира усилила неопределенность на Корейском полуострове. Первые шесть месяцев 2012 года станут решающими, поскольку на фоне перехода власти будет проверяться степень единства режима. Структура руководства, куда входят гражданские и военные элементы, была создана недавно с целью укрепить роль Рабочей партии Кореи, сделав ее одним из столпов власти, и сбалансировать роль военных, однако этот процесс еще не был завершен на момент смерти Кима. Весьма маловероятно, что лидеры Северной Кореи в корне изменят направление внешней политики Пхеньяна в ближайшее время. Первоначально они сконцентрируются на внутренних делах и постараются избежать любого внезапного изменения курса политики, которое может дестабилизировать режим или привести к значительному усилению давления извне. Китай будет искать удобного случая, чтобы усилить свое влияние на Корейском полуострове в период перехода власти. Кроме того, двусторонние переговоры с США относительно возобновления шестисторонних переговоров демонстрировали некоторый прогресс перед смертью Ким Чен Ира, и Пхеньян, вероятно, вернется к этим переговорам в 2012 году.

 

Кампания США в Афганистане не сможет поддерживать необходимый уровень вооруженных сил достаточно долго, для того чтобы одержать победу над Талибаном и его фракциями в военном отношении или восстановить мир в стране. Однако Талибан будет не в том положении, чтобы суметь силой выдворить США и их союзников из страны. В 2012 году необходимо будет определиться со структурой вооруженных сил, чтобы оформить военную стратегию вплоть до 2014 года. США и их сторонники продолжат воевать с Талибаном в 2012 году, хотя афганские вооруженные силы будут брать на себя все большую ответственность за ведение военных операций. США будут рассматривать вероятность достижения политической договоренности с Талибаном, однако ее вряд ли удастся добиться в 2012 году.

 

Самой значимой тенденцией в Южной Азии будет продолжающаяся политическая эволюция Пакистана. Тогда как другие государства, включая Иран, заинтересованы в оформлении будущего политического ландшафта Афганистана, Пакистан продолжает оставаться в сердце афганской войны. В этой связи трения в отношениях между США и Пакистаном продолжат нарастать в 2012 году, пока США не достигнут взаимопонимания с Пакистаном, которому придется следить за ситуацией в регионе после ухода войск США. Политическая, религиозная, этническая и идеологическая напряженность будет возрастать внутри страны, и ее последствия затронут Пакистан, Афганистан и американо-пакистанские отношения.