Недавно в рамках цикла программ «P.S.» (автор является ведущим этой программы на сайте телекомпании «А1+») я побеседовал по «Скайпу» с российским писателем и публицистом Виктором Шендеровичем на тему предстоящих 4 марта президентских выборов в России. Естественно, что в ряду других вопросов было интересно узнать мнение моего собеседника о деятелях, выдвинувших свои кандидатуры.
Как я понял, Шендерович ни кем из них не воодушевлен: Зюганов и Жириновский давно уже «играют в оппозицию», и это прибыльная работа, Прохоров – явно, проект Путина, про Миронова и говорить нечего. Я поинтересовался, что мой собеседник посоветует российским избирателям? Совет был следующий: думать и самоорганизоваться, не отвлекаясь на вышеперечисленных кандидатов.
В Армении ситуация и похожа, и непохожа. В частности, в России Зюганов уже 20 лет говорит: «разбойный режим», здесь Армянский национальный конгресс (основная оппозиционная сила страны) это делает всего 5 лет. Так что, до окончательного надоедания народу повторяющейся риторикой наши имеют в запасе еще лет 15.
И в Армении, и в России есть значительная инертная масса, которая в любом случае, без каких-либо давления или взяток, проголосует за «начальство», как бы оно не называлось. В наших двух странах механизм выборных фальсификаций всегда готов «действовать», причем, в Армении его «архитекторами» и «инженерами» являются многие из деятелей АНК. И в Армении, и в России телеканалы находятся под контролем властей. Правда, в России этот контроль, по-моему, более жесткий, чем у нас. Но в обоих случаях Интернет уже стал серьезной альтернативой телевидению.
А наиболее существенная схожесть состоит в том, что в двух наших странах, как и во многих других, граждане не видят причинно-следственной связи между свободой, демократией, независимыми судами, честными выборами, с одной стороны, и своим благосостоянием, с другой стороны. Самоорганизацию, о которой говорит Шендерович, я воспринимаю, во-первых, как шаг к этому пониманию. В России понявших это и вышедших на площади людей называют «внесистемной оппозицией» (в отличие от «системной») и на нее особо не надеются. Термин неверен: новые системы строятся именно благодаря «внесистемной» оппозиции.