Россия держится твердо перед лицом все более острой западной критики, выступая против иностранного вмешательства в дела Сирии и предостерегая США и другие страны от соблазна прибегнуть к таким акциям как удары авиации НАТО, которые помогли свергнуть Муаммара Каддафи.
"Очень рассчитываю, что США и другие страны учтут печальный опыт и не попытаются задействовать без санкции СБ ООН силовой сценарий в Сирии, - написал в понедельник премьер-министр Владимир Путин в своей статье на тему внешней политики, опубликованной в газете "Московские новости". - Вообще никак не могу понять, откуда такой воинственный зуд".
У такой решимости есть несколько причин. Сирия это последняя союзница России на Ближнем Востоке, а режим президента Башара Асада является важным покупателем российского оружия. Москва также давно подозревает, что Вашингтон и Запад стремятся к мировой гегемонии; а Кремль устойчиво демонстрирует свое презрение к движениям протеста.
Критика в адрес России по поводу ее позиции в отношении режима Асада, жестоко подавляющего длящееся уже год восстание, становится все более острой. Выступая в пятницу в Тунисе на международной конференции, госсекретарь США Хиллари Клинтон назвала Россию и Китай "презренными" за то, что они наложили вето на резолюцию Совета Безопасности ООН, нацеленную на прекращение кровопролития в Сирии.
Такие жесткие заявления могут лишь усилить прочно укоренившееся в России ощущение собственной исключительности, а также ее представление о себе как о единственной противнице махинаций Запада.
А поскольку инициатива администрации Обамы с "перезагрузкой" российско-американских отношений пошла на убыль, России нечего терять, когда она навлекает на себя недовольство Вашингтона.
Читайте также: Почему Запад не вмешается в Сирии?
Российские руководители изо всех сил стараются выглядеть принципиальными, а не просто упрямыми. Министерство иностранных дел энергично выражает поддержку бывшему Генеральному Секретарю ООН Кофи Аннану в его новом качестве спецпредставителя ООН и Лиги арабских государств по Сирии с задачей положить конец насилию и добиться мирного политического урегулирования.
В понедельник Аннан провел беседу с министром иностранных дел Сергеем Лавровым и сказал, что он готов к "активному сотрудничеству" с Россией по сирийским проблемам, о чем говорится в заявлении МИД.
Министерство также очень оперативно дало высокую оценку состоявшемуся в выходные дни сирийскому референдуму по новой конституции. Клинтон осудила воскресное голосование, назвав его "циничной уловкой … использованной Асадом для оправдания того, что он делает с сирийскими гражданами".
Хотя сирийская оппозиция бойкотировала референдум, российское Министерство иностранных дел заявило: "Видим в референдуме подтверждение того, что курс на преобразования пользуется народной поддержкой".
Россия пока проявляет безразличие к язвительным комментариям Клинтон, которые прозвучали на прошлой неделе – в отличие от Китая, где представитель Министерства иностранных дел Хун Лэй (Hong Lei) заявил в понедельник: "Мы считаем их абсолютно неприемлемыми".
Но в своей статье Путин выразил возмущение, отвергнув всякий дипломатический такт.
Еще по теме: Почему в Сирии у нас так мало вариантов?
Он заявил, что Запад поддержал "арабскую весну" ради продвижения собственных интересов в регионе, а также выступил в защиту недавнего вето Москвы в ООН, сказав, что Россия не допустит повторения того, что произошло в Ливии после того, как она воздержалась при голосовании в Совете Безопасности.
"Наученные горьким опытом, мы против принятия таких резолюций СБ ООН, которые трактовались бы как сигнал к военному вмешательству во внутрисирийские процессы", - написал Путин.
По его словам, сирийские власти и оппозиция должны вывести свои силы из населенных пунктов, чтобы положить конец кровопролитию. Он добавил, что отказ Запада потребовать это от оппонентов Асада является проявлением цинизма.
Россия упорно придерживается такой позиции, хотя количество жертв в Сирии резко увеличилось. Группы активистов говорят, что за 11 месяцев восстания в стране погибло более 8000 человек. Находящаяся в Британии Сирийская обсерватория по правам человека (Syrian Observatory for Human Rights) сообщила Associated Press, что более 5800 человек из числа погибших это гражданские лица, а остальные либо военнослужащие, либо перебежчики из рядов вооруженных сил.
Официальный представитель российского МИДа Александр Лукашевич в субботу подверг сомнению доклады "обсерватории", заявив, что это крошечная организация, не внушающая особого доверия. Сирия не дает большинству независимых СМИ освещать события в стране и отказывается выдавать визы основной части зарубежных журналистов.
Еще по теме: Возможна ли отправка миротворцев в Сирию?
Время для публикации статьи Путина выбрано не случайно. Она появилась менее чем за неделю до президентских выборов, после которых Путин намерен вернуться в Кремль.
Страх перед Западом это ключевой момент в кампании Путина перед выборами, на которых он должен одержать победу. Цель антизападной риторики – заручиться поддержкой среди рабочих, крестьян и государственных служащих, составляющих основу его электората и с подозрением относящихся к Западу в результате многолетней государственной пропаганды. Но здесь присутствует нечто большее, нежели предвыборная уловка. Нет никаких признаков того, что в случае нового прихода к власти он начнет проявлять больше гибкости.
Путин произвел первое и очень мощное политическое впечатление, когда начал вторую за десятилетие российскую войну против чеченских сепаратистов. Большую часть своей карьеры он построил на жесткой линии против оппозиции. Путин настойчиво и последовательно выражает презрение к массовым народным движениям протеста в Грузии и на Украине, где в результате их выступлений произошла смена власти.
Сейчас, когда за последние три месяца и в самой России появилось и окрепло существенное протестное движение против Путина, он может начать проявлять еще большую обеспокоенность. Любой шаг, расцененный в качестве хотя бы подразумеваемой поддержки оппозиционному восстанию в Сирии, может воодушевить его внутренних оппонентов.
Джим Хайнц – корреспондент Associated Press в Москве. Он освещает российскую политику с 1999 года.