Грузия выбрала западный путь развития, и какие бы опасности ее не подстерегали, она не свернет с этого курса. Приверженность к демократическим ценностям прописаны в Концепции национальной безопасности Грузии, о чем в беседе с порталом Грузия online поделился Лаша Дарсалиа, директор аналитического департамента Совета национальной безопасности Грузии.
- В новой Концепции Национальной Безопасности Грузии, очевидно, учтены существующие реалии...
- Да, Концепция безопасности была утверждена парламентом 23 декабря 2011 года. Это уже вторая по счету концепция, первую приняли в 2006 году и она должна пересматриваться каждые четыре-пять лет. Определяющим фактором для принятия нового документа были не только календарные соображения, но и то, что среда безопасности вокруг нас сильно изменилась. Соответственно, новый документ описывает изменения среды безопасности и определяет основные направления политики безопасности, которые, с одной стороны, должны обеспечить реагирование на вызовы, встающие перед нами, а с другой - укреплять нашу безопасность. Как и в любой другой стране, у нас есть ключевые министерства, которые обеспечивают безопасность государства. Вообще, безопасность в широком понимании, включает все основные компоненты важнейших сфер жизнеобеспечения государства. В структуре концепции речь идет не только о военно-политической составляющей, но и об экономической, социальной и энергетической политике, которые рассматриваются через призму безопасности страны, точнее, рассматриваются те отдельные части этих направлений, от которых зависит безопасность страны.
Читайте также: Грузия производит "боевую машину"
Периодически обновляемая концепция является уникальным документом, в котором государство декларирует основные приоритеты своей политики безопасности.
- Почему новая Концепция появилась только сейчас, а не сразу после войны 2008 года, ведь столько изменений произошло в нашем регионе?
- Концепция это часть общего планирования национальной безопасности, который мы условно называем процессом мониторинга национальной безопасности. Он состоит из нескольких главных компонентов: первый – пакет концептуальных стратегических документов о принципах и приоритетах; второй – прозрачность политики безопасности, хотя некоторые моменты остаются закрытыми; третий компонент касается возможностей обеспечения безопасности.
Первый и главный среди них - пакет стратегических документов, который состоит из нескольких документов, в том числе из Концепции Безопасности и Документа «По оценке угроз». Документ оценки угроз определяет, какого рода опасности возникли перед страной или какая среда безопасности формируется вокруг нас. Основным назначением Концепции является обоснование главных направлений политики. На базе этих двух документов происходит разработка разных стратегий, например, стратегии внешней политики, военная доктрина, самооборона, стратегия управления границами и т.д.
На первом этапе, после войны 2008 года, была подвергнута тщательному изучению радикально изменившаяся среда безопасности: новые угрозы и вызовы, а также проанализированы недостатки и просчеты, которые имели место в нашей системе безопасности. Одной из отправных точек послужил доклад парламентской комиссии по расследованию войны 2008 года, в котором были перечислены большинство недостатков нашей системы безопасности. В 2009-м была начата работа над новой редакцией «Документа по Оценке Угроз». Это второй по счету документ такого типа, предыдущий был разработан в 2006-2007гг. Он закрытый, с грифом секретно, хотя имеет и открытую часть, которая указом президента Грузии была утверждена в сентябре 2010 года. С этого момента началась работа собственно над концепцией, а в декабре 2011 года она была принята.
Читайте также: Грузия меняет политическую систему правления
Также важно отметить, что начиная с апреля 2011 года, начались публичные обсуждения концепции, в которых принимали участие все заинтересованные стороны: 1) неправительственные организации, которые работают в сфере безопасности; 2) политические партии, в том числе непарламентские и 3) наши западные партнеры, в первую очередь представители стран НАТО. В документе, по возможности, учтены интересы всех групп. В этом году будут решаться другие задачи и на базе этого документа будут разрабатываться новые стратегии. Важно отметить, что концепция не политический документ и не выражает интересы какой-либо одной политической группы или правительства - это документ общегосударственного значения. Если наша среда безопасности не претерпит радикальных изменений, то поправок в концепцию вносить не потребуется.
- В концепции безопасности Грузии, в качестве главных направлений, прописаны обеспечение суверенитета и территориальной целостности мирными средствами. Как Вы представляете практическое воплощение этой сложнейшей задачи?
- Суверенитет и территориальная целостность - главные ценности любого государства. В нашем случае, это означает деокупацию, которая включает такие компоненты, как отношение со страной-оккупантом, т.е. с Россией, также очень важно сотрудничество с международным сообществом. Мы не против возобновления отношений с РФ, мы готовы сотрудничать, но первое требование, которое будет озвучено грузинской стороной – это уважение суверенитета и восстановление территориальной целостности Грузии. Мы готовы в любом месте, в любое время вести переговоры с Россией на эти темы, но еще раз подчеркиваю – наши отношения с Российской Федерацией состоятся только при условии признания суверенитета и территориальной целостности Грузии.
- В разные периоды в концепциях безопасности разных стран были выдвинуты разные приоритеты. Что приоритетно для Грузии в данной ситуации?
- В нашей концепции нет значительных приоритетов, здесь все сферы одинаково важны. Хотя многое не вошло в документ по той причине, что не представляет значимость для нашей безопасности, но то, что прописано, очень важно. Разница лишь в ресурсах, например, политика деоккупации потребует больших ресурсов - человеческих, финансовых и прочих, а на других не столь проблемных направлениях, понадобится меньше.
Еще по теме: Кто может сохранить суверенитет Грузии
- Критики концепции отмечают, что очень мало места уделяется нашим соседям и партнерам - Азербайджану, Армении, Турции, Украине...
- Не согласен. В Концепции, там, где речь идет о международных отношениях, отдельная глава посвящена отношениям с нашими соседями – странами Южного Кавказа, а также Украиной и Турцией. Мы уверены, что общие подходы стран Южного Кавказа в определенных вопросах, будут способствовать развитию нашего региона, что очень важно для создания единого торгово-экономического пространства, стабильности и процветания всех трех государств нашего региона. Также внимание уделено хорошим, партнерским отношениям с Украиной и Турцией, но надо отметить, что сам документ по своему характеру не приемлет детального описания, может, поэтому сложилось такое впечатление.
Если говорить о нашей внешней политике, для которой важнейшей задачей является сближение с Западом, я бы выделил несколько аспектов: 1. Последовательное развитие демократии; 2. Европейская и Евроатлантическая интеграция, которая является основой нашей внешней политики и 3. Наш главный выбор - наши партнеры: США, НАТО, страны Евросоюза, Южный Кавказ, наши региональные соседи Турция, Украина, страны Балтии и др. В Концепции наиболее полно представлены те компоненты, которые касаются ЕС, НАТО и США.
Опять-таки, исходя из концепции, выбранный нами курс на европейскую и евроатлантическую интеграцию является главным направлением нашего продвижения. Известно, что причиной начала войны 2008 года было именно стремление России повернуть вспять наше продвижение на запад. Но они не смогли достичь своей цели, более того, мы продолжаем увереннее и быстрее двигаться в этом направлении.
- В 21 веке важнейшее государственное значение имеет высокий уровень информационных технологий и их защищенность. В августе 2008 года мы были свидетелями нескольких мощных кибератак на грузинские сайты. Насколько защищена Грузия от этого сегодня?
- Кибербезопасность один из важных компонентов, которому уделяется все больше внимания. В первую очередь, надо создать законодательную базу. Опираясь на опыт 2008 года и последующего периода, мы создаем основу для институциональной базы, т.е. я подразумеваю как координацию между разными учреждениями, так и разграничение их компетенций. В свою очередь, общество, государство и НПО должны осознать важность защиты от кибератак. Помимо всего прочего, киберопасность не признает национальных границ. В этой сфере для нас очень важно международное сотрудничество, так как обеспечение кибербезопасности связано с высокоразвитыми технологиями и большими денежными затратами. Это малая часть того, что мы планируем отразить в будущем документе по кибербезопасности.
- Но все же Россия остается главным врагом Грузии. Учтены ли риски новой агрессии?
- Разумеется, риск того, что может повториться агрессия 2008 года, учтен в концепции. Здесь же хочу отметить, что одним из важнейших рычагов сдерживания российской агрессии является фактор международной поддержки, который есть у нас в активе. После войны, многие страны и организации признали оккупацию и факты этнических чисток. Количество стран поддерживающих Грузию, растет с каждым годом. Если бы не международная поддержка, Грузия оказалась бы в гораздо более тяжелой ситуации.
Читайте также: Грузия обеспокоена российскими маневрами на Кавказе
В документе оценки угроз прописаны конкретные сценарии наших действий в случае агрессии, но говорить об этом публично нецелесообразно - так поступают все страны. С другой стороны, в Концепции мы открыто заявляем о той политике, которой следуем – как гражданам Грузии, так и иностранцам. Мы декларируем наши принципы, они не могут быть тайными, наоборот, когда речь идет о демократическом государстве, то проводимая властью политика опирается на ценности, которые являются общими для всех демократических стран. Скрывают свои принципы только те государства, политика которых идет вразрез с общечеловеческими ценностями.