На этой неделе отношения Европы с Белоруссией приняли драматический оборот. В необычайно едином порыве страны Евросоюза отозвали своих послов после того, как Минск указал на дверь представителям ЕС и Польши в знак протеста против нового раунда санкций в отношении руководства страны.
Последняя эскалация демонстрирует усиление нервозности и уязвимости ЛУкашенко. В то же самое время Европа, кажется, более чем когда-либо полна решимости и теперь ей предоставилась редкая возможность усилить давление.
Большую часть из своих почти 18 лет на этом посту Лукашенко был невосприимчив к требованиям перемен, как со стороны белорусов, так и со стороны мирового сообщества. Он упразднил зародышевую демократию, которая появилась в пост-советской Белоруссии, установил контроль над властными структурами, обрушивался на несогласных, уничтожал независимые СМИ и загонял в подполье гражданское общество.
ЛУкашенко умело обыгрывал российские и западные интересы, получая дешевую нефть и газ, займы и торговые преимущества. Однако он всегда воздерживался от того, чтобы пойти навстречу иностранным требованиям, будь то желание Кремля усилить интеграцию или требование демократии со стороны Европы.
Однако фортуна, кажется, начинает ему изменять. В декабре 2010 года десятки тысяч жителей Белоруссии вышли на улицы с протестов против вопиющих фальсификаций на выборах. Ответ Лукашенко был безжалостен: насилие со стороны представителей властей и аресты сотен людей, десятки его оппонентов были судимы и сели по сфабрикованным обвинениями, а против независимых журналистов и правозащитников была организована охота на ведьм.
Спустя некоторое время экономика страны чуть не потерпела крах. Местная валюта обесценилась почти на 300 процентов и воцарилась гиперинфляция. Резко вырос спрос на твердую валюту, товары долгого пользования и основные продукты питания. Десятки тысяч белорусов уехали работать в Россию и на Украину.
Материальные невзгоды вкупе с репрессиями быстро подорвали какую бы то ни было поддержку, которой Лукашенко пользовался у населения. К осени 2011 доверие к нему, по результатам независимых опросов, упало до 20 процентов.
По понятным причинам обеспокоенный растущим недовольством Лукашенко усилил аппарат безопасности, ужесточил законодательство и подчеркнул, что не допустит никаких перемен. Однако, каким бы угрожающим он ни пытался выглядеть на словах и на деле, сейчас ЛУкашенко как никогда слаб.
Что касается отношений с Западом, то он сжег все мосты. Все надежды на то, что эти отношения подтолкнут его к переменам, разбились вдребезги. На настоящий момент большинство европейцев разделяют американскую точку зрения о том, что Лукашенко - просто жестокий диктатор.
Усилия Лукашенко по взаимодействию с товарищами-автократами также ни к чему не привели. Каддафи все, Асад и Ахмадинежад находятся под серьезным давлением, а Чавес - далеко и нездоров. Россия установила строгие условия для будущей поддержки: она требует политической интеграциии врамках запланированного Евразийского союза и приватизации стратегических энергетических активов в российские руки. Для Лукашенко это не вариант: политическая и экономическая независимость Белоруссии представляют собой краеугольный камень его правления.
Текущая дипломатическая размолвка Лукашенко с Евросоюзом смотрится на этом фоне особенно дико. Союз - единственный международный партнер, который не ставит под вопрос независимость Белоруссии и может предоставить ресурсы, необходимые для экономического выживания и развития Белоруссии.
Теперь Лукашенко рискует полным разрывом отношений с Европой в ответ на сравнительно мягкий запрет на въезд и заморозку активов 21 его сторонника. Его ранние реакции на более строгие меры меркнут в сравнении.
Многие в Белоруссии и за границей почесывают головы и задаются вопросом, что побудило Лукашенко выйти из себя и потерять контроль над собой. Некоторые указывают на его иррациональность, которая ранее сбивала противников с толку и позволяла ему взять над ними верх. Другие считают, что это сознательный маневр удара по Европе с целью выдавливания уступок позднее. Третьи считают меру демонстрацией лояльности Владимиру Путину. Какова бы ни была причина, Европы должна воспользоваться шансом, который ей предоставил Лукашенко, и призвать к переменам.
Во-первых, скорее всего, стремительная и единогласная реакция - отзыв всех послов из Белоруссии - стала неожиданностью для Лукашенко. В прошлом он успешно сталкивал европейские страны и их экономические интересы между собой, чтобы не допустить консенсуса по, к примеру, санкциям в отношении Белоруссии.
Во-вторых, Лукашенко потерял один из последних рычагов, который у него был в отношениях с ЕС. Ранее он мог рассчитывать на нормализацию политических отношений и, вероятно, на некоторое западное содествие в обмен на освобождение политзаключенных. Теперь же любое дальнейшее сближение будет завязано на его уходе от власти.
В-третьих, Европы долго боролась за перевод своего осуждения непризнания нарушения прав человека при Лукашенко в эффективные меры против его режима. До сих пор эти санкции имели лишь символическую ценность. Ссора этой недели должна быть использована для применения умных и эффективных экономических мер против физических лиц и компаний, финансирующих режим Лукашенко.
Именно таким уже давно является требование белорусских демократов, поскольку ЕС является основным потребителем белорусского экспорта и одним из главных источников доходов Лукашенко.
Лукашенко может отомстить. Он может усилить давление на оппозицию и посадить еще больше оппозиционеров. Однако что бы он ни сделал или чем бы он ни угрожал, ЕС должен вступиться за ценности, которыми он, как утверждает, дорожит, и решительно действовать в защиту демократии в Белоруссии.