Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шедевры Эрмитажа в Мадриде

«Дэмьен Хёрст – полноценное искусство», считает Михаил Пиотровский

© РИА Новости Юрий НиколаевВыставка "Сокровища Эрмитажа" открывается в мадридском музее Прадо
Выставка Сокровища Эрмитажа открывается в мадридском музее Прадо
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Музеи – это хранители человеческого мышления. Искусство служит нам источником вдохновения с тем, чтобы мы могли найти решение многих проблем. Я обычно говорю, что все красивые решения правильны. Эрмитаж находится в таком городе, который сам по себе уже музей. Города могут многому научиться от учреждений культуры.

В залах мадридского музея «Прадо» выставлены лучшие произведения из Эрмитажа. Руководит выставкой бессменный директор «Эрмитажа» Михаил Пиотровский. Чтобы посмотреть шедевры, любители искусства съезжаются в столицу Испании со всей страны. Посетить выставку, состоящую из трёх миллионов экспонатов (включая миллион монет и медалей), вместе с Пиотровским, который смело признает, что Дэмьен Хёрст – это «полноценное искусство», означает проникнуть в саму глубину представленных произведений. «Эрмитаж» по праву можно поставить в один ряд с такими всемирно известными храмами искусства как «Метрополитан», Лувр, лондонская Национальная галерея или Прадо. Пиотровский руководит «Эрмитажем» вот уже двадцать лет, сменив на этой должности своего отца, который возглавлял всемирно знаменитый музей не более и не менее как 26 лет. То есть, он сам как бы уже является целым учреждением. Он же отвечает и за экспозицию в Мадриде, сроки работы которой будут продлены до начала апреля, когда уже закончится Светлая Седмица. С момента открытия выставки 8 ноября 2011 года ее уже посетили 400 000 человек.

El Mundo: Наверное, главная проблема заключается для Вас в том, как и где хранить огромную коллекцию произведений искусства, принадлежащую Эрмитажу.
Михаил Пиотровский:
В Эрмитаже можно выставить лишь 7%-10% от общего объема единиц хранения, которые принадлежат музею. Можно даже сказать, что фактически все самые ценные произведения искусства находятся в запасниках. Но тут следует помнить о том, что задача музеев состоит не только в том, чтобы показывать экспонаты, но также изучать и реставрировать их. Хотя это может показаться странным, но решение проблемы заключается в том, чтобы создать вместительные запасники. Это два шестиэтажных здания. Благодаря тому, что они будут открыты для посещения зрителями, до 80% наших единиц хранения будут доступны для обозрения.

- Вы продолжаете приобретать произведения?
- Да, сейчас мы работаем над тем, чтобы расширить нашу коллекцию современного искусства.

- Зависит ли Эрмитаж от государственного финансирования?
- 60% нашего финансирования осуществляется за счет государства. Это отдельная бюджетная линия. 30% - 40% - за счет продажи билетов. Далее идут частные благотворительные взносы на проведение выставок, хотя часть выставок финансируется государства. Если какой-либо музей целиком зависит от властей, то на нем можно ставить крест.

- По Вашему мнению, какую роль будут играть крупные музеи, подобные Эрмитажу, в XXI веке?
-  Музеи – это хранители человеческого мышления. Искусство служит нам источником вдохновения с тем, чтобы мы могли найти решение многих проблем. Я обычно говорю, что все красивые решения правильны. Эрмитаж находится в таком городе, который сам по себе уже музей. Города могут многому научиться от учреждений культуры. Мы умеем сохранять наш престиж и думать на дальнюю перспективу. Музей не должен стремиться к получению быстрых доходов. Многие говорят о том, что образовательный уровень в России значительно снизился. Поэтому очень важна роль музеев.

- Вы стремитесь привлечь большое количество посетителей? Доступно ли для среднего россиянина посещение такого учреждения культуры как Эрмитаж?
- Понимаете, нам еще нужно значительно улучшить положение в этой области. Нам необходимо привлекать посетителей, предлагая им всякого рода скидки. Необходимо и дальше менять социальную политику в этом смысле.

- Говоря о политике, все указывает на то, что следующим президентом России вновь станет Владимир Путин. Замечаете ли вы какие-нибудь изменения в отношениях между властью и музеем, когда происходит смена власти? В Испании часто случается так, что когда меняется политическая направленность правительства, происходят также изменения в ведущих учреждениях культуры.

- Я давно знаю как Медведева, так и Путина, поскольку оба они родом из Санкт-Петербурга. По правде говоря, я не думаю, что смена президента как-то отразится на музее. Чего мне действительно бы хотелось им сказать, так это то, что нам нужны не революции, а стабильность. Музеи, конечно, выступают за перемены, но при условии, что они будут умеренными.

- Вы имеете опыт сотрудничества с крупнейшими картинными галереями мира. Сейчас все указывает на установление отличного взаимопонимания с Прадо. Доказательством этого служит развернутая в Прадо экспозиция художественных произведений из Эрмитажа, равно как и ответная выставка из фондов Прадо, работающая в Эрмитаже под руководством Мигеля Сугасы (Miguel Zugaza), которую уже посетило порядка 630 000 человек.
- Действительно, мы поддерживаем отношения с музеем «Метрополитан» и Лувром, но особенно близкие, можно сказать духовные, связи у нас установились с Прадо. Может быть, в обоих случаях силу ценности их экспонатов и заложенной в них символики. Можно смело сказать, что в мировом масштабе существует целая семья музеев. Я считаю, что наши отношения несоизмеримо лучше, отношения между предприятиями или даже государствами [смех].

- Вы стоите у штурвала корабля под названием Эрмитаж вот уже 20 лет, и постоянно слышите положительные отзывы о своей работе на международной арене.

- Я был первым директором Эрмитажа, назначенным премьер-министром. Это был Егор Гайдар. Мой отец проработал в этой должности 26 лет. Так что я досконально знаю это учреждение, в том числе и те неприятности, которые здесь произошли за все это время.

- Что Вы имеете в виду?
- Иногда вдруг замечаешь, что часть здания находится в ненадлежащем состоянии. Или, скажем, шесть лет тому назад мы пережили очень неприятный эпизод, когда произошла кража, а похитителем оказался сотрудник нашего музея. Все это очень печально.

- Собираетесь ли Вы занимать эту должность столько же, сколько занимал ее Ваш отец? Династия Пиотровских во всем ее великолепии?
- Я для себя решил, что пробуду директором до 2014 года, когда Эрмитаж отметит свое 250-летие. Мы собираемся достойно встретить эту дату и уже начали подготовку к ней. До ее наступления, конечно, собираюсь занимать должность директора.

- А затем?
- Я по-прежнему буду связан с музеем в той или иной форме, однако премьер-министр должен будет назначить нового директора. И ничего страшного не произойдет, потому что все мы в музее, как одна семья.

- Вы раньше говорили, что намереваетесь улучшить подборку современного искусства. Станете ли Вы, скажем, приобретать картины Дэмьена Хёрста? Что Вы думаете о преобладающем современном искусстве, например, британском?
- Нынешнее искусство всего лишь развивает то, что основано на традициях. Мы можем наблюдать полотна Хёрста, как когда-то смотрели на холсты других художников-новаторов. Думаю, можно смело утверждать, что речь идет о полноценном искусстве. Но при этом я наблюдаю, что цены на произведения этого искусства иногда завышены, возможно, даже слишком.

 [Беседа подходит к концу, а мы наблюдаем вокруг себя шедевры Эрмитажа, которые временно принял у себя музей Прадо. Франс Халс, Ван Дейк, Рембрандт, Караваджио, Пикассо, Гоген... Список столь оказался впечатляющим, что руководство Прадо вынуждено было увеличить часы работы музея. Сам Михаил Пиотровский мог убедиться  в успехе экспозиции. Рядом с ним посетители говорили: «Великолепно! Потрясающе!» Эрмитаж прямо-таки открыл здесь свой филиал]

От взаимных обменов к успеху

По состоянию здоровья Михаил Пиотровский не смог присутствовать на торжественном открытии российской экспозиции в музее Прадо 8 ноября прошлого года. Эрмитаж, говорит он, «является таким же символом нашей страны, как Прадо – Испании». Директор музея северной столицы напомнил, что когда шедевры Прадо были выставлены в залах Эрмитажа, «это было целое событие, залы были переполнены. Для россиян Прадо – это нечто такое, что они носят в своем сердце». По мнению Пиотровского, подписанное между двумя музеями соглашение, в результате которого стало возможным проведение обеих выставок, «не было чем-то случайным, а явилось плодом многолетних взаимных обменов. Невозможно организовывать выставки, подобные этим, не основываясь на традициях сотрудничества». Сейчас нам надо решить, как развивать наше сотрудничество дальше, мы ведь никогда не обменивались таким количеством столь выдающихся произведений».


В силу огромного наплыва публики, желающей насладиться экспонатами из Эрмитажа, «мы обратились с просьбой о небольшом продлении сроков проведения выставки. Ответ был столь же щедрым, как и все содержание проекта», подчеркнул директор музея Прадо Мигель Сугаса, исполненный гордости за успех этого прекрасного начинания.