Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

После выборов Путин использует кнут и пряник

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Многое зависит от оппозиции. Уличные собрания сыграли свою роль в период между парламентскими и президентскими выборами, но не могут надолго оставаться эффективным средством давления, особенно если правоохранительные органы покажут зубы. Оппозиции нужно готовиться к длительной и терпеливой работе: воспользоваться «оттепелью», чтобы сформировать и зарегистрировать новые политические партии.

Победа Владимира Путина в первом туре президентских выборов в России не стала ни для кого сюрпризом. Путин был гораздо популярнее всех своих конкурентов, и, пусть даже выборы были отмечены нарушениями, его лидерство отражает реальное положение вещей. Как бы то ни было, впервые за 12 лет его правления (де-юре или де факто, он все равно оставался настоящим хозяином страны) ему пришлось иметь дело с массовым протестным движением, его публично пытались смешать с грязью, называли «крысой» и «вором». Как он намеревается управлять страной по возвращении в Кремль? Вот основной вопрос, который сегодня стоит перед нами. Сможет ли он извлечь уроки из протестного движения? Попытается ли реформировать страну и пойти вперед по пути демократии? Или наоборот всеми силами обрушится на оппозицию и постарается подавить гражданское движение?

На следующий день после выборов мы видим первые зачатки ответов на эти ключевые вопросы. 5 марта оппозиция (неоднородное движение с расплывчатыми очертаниями и отсутствием настоящего лидера) получила разрешение на крупный митинг на Пушкинской площади в центре Москвы. Полиция и ОМОН подготовились заранее, как будто ожидали вторжения варварских орд. Поблизости от собрания находилось почти 200 машин и автобусов с вооруженными полицейскими, у которых было все необходимое оборудование для рассеивания толпы. Как только разрешенное время (полтора часа) истекло, полиция начала теснить митингующих, которых всего было около 10 000 человек. В результате 250 протестующих были задержаны, а одного журналиста избили.

Читайте также: В России задержаны протестующие, требующие ухода Путина

Как заявил накануне мэр города Сергей Собянин, власть никогда бы не допустила революции в Москве по примеру «оранжевой» революции в Киеве в 2004 году. Кроме того, в день выборов несколько ключевых оппозиционных деятелей получили уведомление из прокуратуры, в котором их предупредили, что не собираются мириться с попытками устроить беспорядки. Дело в том, что закон по борьбе с экстремизмом предусматривает эффективное противодействие любой протестной деятельности, в связи с чем вполне можно предположить, что правоохранительные органы не станут отказывать себе в удовольствии отправить за решетку несколько особенно шумных оппозиционеров. В этом и состоит «кнут» ответа властей.



Еще по теме: Организаторы "российского Майдана" остались без палаток


Тем не менее, есть в нем и «пряник». Чтобы успокоить оппозицию, уходящий президент Дмитрий Медведев некоторое время назад предложил вернуться к прямым выборам губернаторов (вместо их назначения президентом) и упростить условия регистрации политических партий (сегодня в стране практически невозможно создать партию законным способом). Дума, вероятно, поддержит эти инициативы, приоткрыв, таким образом, окно политических свобод в России. Кроме того, недавно было объявлено об еще одной мере, которая призвана и дальше разрядить обстановку.

Одним из требований оппозиции после отмеченных массовыми нарушениями парламентских выборов было освобождение политических заключенных, в том числе бывших руководителей нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. На следующий день после избрания Путина Медведев, который предположительно станет новым премьер-министром, поручил прокуратуре повторно рассмотреть дела 32 самых известных заключенных (в их числе Ходорковский и Лебедев), чтобы проверить соответствие обвинения и хода процессов нормам российского права. Эта инициатива, разумеется, вряд ли приведет к чему-то большему, чем к новым многолетним разбирательствам по некоторым из дел, однако заявление Медведева демонстрирует, что власть не до конца глуха к требованиям оппозиции. То есть, перспектива диалога все же возможна…

Читайте также: Медведев распорядился о пересмотре дела Ходорковского

Сейчас многое зависит от оппозиции. Организованные по образу «флешмобов» с помощью мобильных телефонов и Facebook уличные собрания сыграли свою роль в период между парламентскими и президентскими выборами, но не могут надолго оставаться эффективным средством давления, особенно если правоохранительные органы покажут зубы. Оппозиции нужно готовиться к длительной и терпеливой работе: ей следует воспользоваться предоставленной властями «оттепелью», чтобы сформировать и зарегистрировать новые политические партии, провести настоящую работу в регионах, принять участие во всех местных выборах, бороться с коррупцией на всех уровнях, поддержать независимые СМИ. Такое поведение требует политической зрелости и немалого опыта. В ближайшие месяцы нам станет ясно, обладает ли российская оппозиция такими качествами.