Владимир Путин, после избирательной кампании, которая была просто пронизана антизападными сентенциями, выиграл президентские выборы, которые, по словам наблюдателей и новой оппозиции, были сфальсифицированы. Как должен отвечать Запад?
Глав США и Евросоюза уже критикуют, в том числе и российские продемократические группы, за лишь легкую критику предполагаемого мошенничества. Один европейский парламентарий сказал, что с режимом Путина не должно быть отношений как прежде.
Однако многие в российском гражданском обществе, а также интеллигенция говорят, что очень важно, чтобы Запад не изолировал Россию в тот самый момент, когда политическая сознательность среднего класса расцвела полным цветом.
Это может дать Кремлю возможность подавления зародившейся оппозиции. А официальной пропаганде в том, что финансовый кризис и проблемы еврозоны доказывают, что рыночная демократия в стиле запада - не лучшая модель для подражания России, будет труднее противостоять.
То есть Запад должен открыто высказывать критику нечестных выборов. Но в то же время он должен увеличить усилия по взаимодействию с русскими на всех уровнях, и поддерживать сдвиги, происходящие в обществе. Одним из приоритетных направлений должны стать усилия по вовлечению России в международные организации и в глобальную систему, основанную на правилах.
Россия наконец готова вступить во Всемирную Торговую Организацию, после 18 лет переговоров, в июне. Американский Конгресс должен поторопиться с отменой поправки Джексона-Ваника советского времени, окончательно нормализуя торговые отношения с Россией.
Несмотря на ее изъяны, Россия должна быть принята в так называемый «клуб богатых стран» Организации по экономическому сотрудничеству и развитию. Михаил Дмитриев, экономист, предсказавший недавние российские протесты, говорит, что эти действия польстят России, при этом вдохновляя ее на принятие международных стандартов.
Однако в то же время Запад должен принять меры по отношению к чиновникам, вовлеченным в нарушения прав человека и другие злоупотребления властью, отказывая им в визах и замораживая их иностранные активы — то, что США уже сделали со «списком Магнитского», в котором перечислены деятели, связанные с убийством юриста Сергея Магнитского в тюрьме.
Европейский совет по иностранным делам в Лондоне на прошлой неделе призвал ЕС создать собственный список. Такая мера больно бы ударила по российским чиновникам — по их иностранным банковским счетам, и возможности летать между Москвой и домами в Лондоне или Куршевеле.
Углубление связей с теми элементами российской элиты, которые соглашались с призывами уходящего президента Дмитрия Медведева к экономической модернизации также важно, считает Совет. Евросоюз должен попытаться вдохнуть новую жизнь в неблестящее «партнерство по модернизации» с Москвой.
Налаживание связей с продемократической оппозицией также крайне важно. Но здесь Запад должен соблюдать осторожность. Слишком большое вовлечение в процесс продвижения демократии содержит риск спровоцировать Путина на тирады о мнимых иностранных заговорах и дискредитировании демократических групп.
Запад также должен избегать таких оплошностей, как странное дело со «шпионским камнем». Камень, нашпигованный электроникой, находился в московском парке и по словам российской разведки, использовался британскими агентами для сообщения со своими шефами в 2006.
Невзначай высказанное признание Джонатана Пауэлла (Jonathan Powell), бывшего главы администрации премьера Великобритании Тони Блэра, что камень действительно был (в фильме ВВС этого года) стал пропагандистским успехом для Кремля. Гостелевидение быстро напомнило россиянам, что английский дипломат, которого засняли около камня, был ответственным за выдачу грантов гражданским проектам.
Глава неправительственной организации со связями с Британией, попросивший не называть его имени, говорит, что с тех пор, как показали фильм, группа снова стала объектом подозрений со стороны российских властей. Приоритет Запада должен быть в первую очередь направлен на налаживание контактов с рядовыми россиянами. Наладить обмены, возможности для молодых россиян учиться и получать опыт из первых рук, доказывающий что западная система в общем и целом неплохо работает.
Хотя Евросоюз неохотно предпринимает какие-то шаги, если Россия не делает того же, облегчение визовой процедуры в отношении русских может стать большим преимуществом.
Глава российской неправительственной организации говорит, что путешествия — лучший способ избавиться от ментальности советской эпохи, которая все еще присутствует в обществе и на которой играет Путин и его окружение. «После того, как Советский Союз развалился, мы ожидали, что в нашей стране вдруг станет все как в Европе и все будет хорошо, - говорит этот человек. - Теперь мы понимаем, что если мы хотим, чтобы здесь была Европа, мы должны сами ее построить».