Когда в сентябре прошлого года Владимир Путин и Дмитрий Медведев сообщили, что в этом году они поменяются должностями, почти всех в России охватила волна безнадежности. Перспектива еще двух сроков Владимира Путина, который бы, таким образом, руководил страной до 2024 года, для ряда людей, особенно в крупных городах, стала разочарованием. Прежде всего, потому что эта перспектива казалась неотвратимой. Кремль крепко контролировал СМИ, в первую очередь электронные. Правящая партия «Единая Россия» при существенной помощи силовых структур более или менее монополизировала политическую жизнь. Только совершенные мечтатели верили, что перемены приближаются.
Спустя два месяца все было иначе. Значительная часть среднего класса вдруг перестала быть аполитичной и начала выступать против фальсификаций на парламентских выборах. «Когда мне в сентябре сказали, за кого я буду голосовать в марте, я действительно разозлился», - говорил мне один знакомый, который долгие годы гордился своей аполитичностью. Как оказалось, в Москве таких, как он, как минимум сотни тысяч. Конечно, для двенадцатимиллионной Москвы это не много, но реакция была огромной. Это повлияло и на выборы президента.
«Раньше выборы были, скорее, референдумом о доверии Путину, в политику люди практически не вмешивались. Теперь все изменилось», - говорит московский политолог Кирилл Рогов. По его словам, самое важное, что протестное движение заставило принять свою повестку дня: реальная борьба с коррупцией, которая кормит и ближайшее окружение Путина, манипулирование судебной системой, целенаправленное искажение и внушение права. По сравнению с этим, слова Путина о повышении зарплат в сельском хозяйстве и повышение престижа врачей звучали, как из другого мира.
Но Кремль достаточно силен для того, чтобы мобилизовать свое ядро избирателей, главным образом, из рядов работников бюджетной сферы, и в то же время убедить и другую часть избирателей, у которых нет альтернативы. Правда, Кремлю помогло то, что он тщательно выбирал своих соперников. Замшелый коммунист Зюганов едва ли завоюет симпатию тех, кому под 50, скандалист Жириновский уже ни один год работает клоуном, а миллиардер Прохоров вряд ли убедит обычных рабочих, что он понимает их проблемы.
И хотя можно веселиться, глядя на кадры с избирательных участков, где люди в урны для голосования вбрасывали стопки листов, даже самые ярые оппозиционеры признают, что Владимир Путин победил бы и без фальсификаций. Но впервые с 2000 года общество из-за него сильно разделено. Владимиру Путину придется убедить представителей среднего класса, что он станет к ним прислушиваться и будет считаться с их интересами. У Путина на это шесть лет президентского срока. Если он решит все игнорировать и подавить протесты силой, он может покинуть Кремль и раньше.