Итоги выборов президента России, конечно, не были неожиданными. Немногие удивятся, услышав, что Путин с более чем 63% голосов становится новым президентом РФ или возвращается на свою президентскую должность. В этом смысле выборы президента России, даже на фоне объемистых заявлений и сообщений о фальсификациях, пожалуй, не имеют особого значения для предстоящих развитий в этой стране. Путин вернулся, и это ожидалось, это было предсказуемо.
Вопрос в данных обстоятельствах состоит в том, что будет, так сказать, с Болотной площадью, то есть тем гражданским оппозиционным движением России, которое развернулось после выборов в Госдуму 4-го декабря прошлого года? Это движение даже попыталось демонстративно отстраниться от этого избирательного процесса. Тогда как ключ развития России на ближайшие годы лежит на направлении именно Болотной площади. Даже содержание и результат возвращения Путина существенно обусловлены именно развитиями этого оппозиционного движения.
Каким будет это движение, как проявится, какие будут тенденции? Будет ли раскол, или же произойдет фильтрация и кристаллизация, будет ли разочарование, или же сформируется система граждан с чувством хозяев России? Вот эти вопросы в настоящее время существенны для России, для Путина.
Иначе говоря, проблема состоит в изменении центра тяжести России. Если это изменение произойдет, то новоизбранный президент неизбежно будет вынужден считаться с этими реалиями.
Конечно, для Путина в настоящее время весьма важно ослабление движения, так как в противном случае он не сможет управлять в предпочитаемом им диктаторском стиле, не сможет единолично принимать решения и распоряжаться судьбами. С другой стороны, однако, создалась некая интересная ситуация, особенно в эти революционные в плане информационных технологий времена, когда любое диктаторское противодействие гражданской активности общественности порождает еще большую активность.
И в этом смысле новоизбранный президент стоит меж двух огней: с одной стороны, он не может позволить развертывания и усиления движения, с другой стороны, не может пресечь распространения движения свойственными ему силовыми, командными методами. Иначе говоря, в настоящее время судьба гражданской волны в России находится в руках именно граждан РФ, то есть самих участников этой волны, и вопрос в том, как они распорядятся своим ресурсом, своим естественным преимуществом, которое продиктовано адекватностью их восприятия настоящего времени.
Фактически и реально, выборы в России являются более емким и перманентным процессом, нежели сугубо голосование 4-го марта, и выборы эти начались задолго до 4-го марта и продлятся еще долго – или до кончины гражданского движения, или до его полноценной победы.