МОСКВА – Армия добровольцев-наблюдателей за выборами президента России 4 марта свела на нет грубые подтасовки итогов голосования в Москве, где Владимир Путин получил меньше половины голосов, однако в целом по стране масштаб фальсификаций заставил Лигу избирателей назвать выборы «нечестными».
Учредители Лиги – писатели, журналисты и общественные деятели – надеются развить успех, называя следующими этапами «битвы за Москву» досрочное переизбрание столичной Думы и выборы мэра города.
Лига наряду с другими общественными организациями собирала информацию от тысяч наблюдателей, в основном в двух столицах, и на основе пересчета копий протоколов утверждает, что фальсификации на выборах президента не уступали по масштабу подтасовкам на думских выборах, к тому же, стали более изощренными.
«В этот раз система была умнее. Но первые данные уже позволяют судить о масштабе нарушений», – сказал на пресс-конференции Лиги один из ее учредителей композитор и режиссер Георгий Васильев.
По его словам, заверенные наблюдателями итоговые протоколы голосования на 33 из 280 участков в Петербурге показывают, что Путину приписали на них около 15% голосов.
«Можно себе представить, что творилось на "закрытых" участках, где наблюдателей не было», - ужасался Васильев.
Путин назвал выборы, на которые он делегировал собственных наблюдателей, честными и чистыми. Европейская миссия отметила прогресс в организации голосования, но выборы в целом признала «нечестными», ссылаясь на селекцию кандидатов и доминирование Путина в телеэфире. По тем же причинам Лига в опубликованном в среду меморандуме назвала выборы неравными, несправедливыми и нечестными.
«НУ, НА ПРОЦЕНТ, НЕ БОЛЬШЕ»
Путин прокомментировал меморандум Лиги с улыбкой на лице.
«Лига избирателей не признала результаты еще до выборов, поэтому никакой новизны здесь нет, – усмехнулся он в беседе с журналистами в среду вечером. – Ну чо здесь такого? Они сначала признали, сказали, что больше 50% проголосовали. А теперь подумали, в носу поковыряли, и сказали, что меньше 50. У них семь пятниц на неделе».
В России почти 100 тысяч избирательных участков. С тех из них, где были наблюдатели и члены комиссий от оппозиции, в системы альтернативного подсчета голосов поступают копии протоколов участковых комиссий, в которых зафиксированы и заверены результаты голосования. В случае, если данные этих протоколов отличаются от объявленных Центризбиркомом, наблюдатели подозревают «рисование» - произвольную корректировку итогов в ночь после выборов в вышестоящих избиркомах.
«На этих выборах ситуация поменялась, особенно в Москве. "Ночных" приписок стало значительно меньше... Само присутствие наблюдателей на участках снижает фальсификации», - сказал один из соучредителей Лиги политолог Дмитрий Орешкин.
Лига избирателей получила и обработала уже более 4500 копий протоколов. На этих участках Путин, согласно альтернативному подсчету, получил 53% голосов против официальных 64% в целом по стране. Учредители Лиги признают, что выборка «тяготеет к центру», где Путин менее популярен, и не охватывает, к примеру, Кавказ, показавший туркменский результат - почти 100% за кандидата власти при поголовной явке.
Путин усомнился в масштабе, но не в факте фальсификаций.
«Да, нарушения возможны, но они могут повлиять на сотую процента, ну на процент, но не более того», – сказал он в среду.
В Москве отличие официального результата Путина в целом по городу от выборки заверенных наблюдателями протоколов не превышает двух процентов, в Петербурге увеличивается до 5%, а в Свердловской области - до 7,5%.
БИТВА ЗА МОСКВУ
«С Москвы давление сняли. Грубой "ночной фальсификации" – переписывания протоколов – в Москве уже не было. Зато были применены новые формы», - сказал Орешкин, указав на массовое голосование не по месту жительства, в котором наблюдатели подозревают основу «каруселей» - многократного голосования групп людей по сговору с членами избиркомов.
«Нарушений было меньше, чем на думских выборах, по крайней мере на тех участках, которые были охвачены наблюдателями», - подтвердил соучредитель Лиги журналист Леонид Парфенов.
Его соратник и коллега Сергей Пархоменко предложил развить успех: целиком посвятить следующий московский митинг на Новом Арбате 10 марта фальсификациям и общественному контролю, «оформить сообщество» наблюдателей и задействовать налаженную столичную машину выборов для смены власти в столице.
«Нам предстоит в ближайшее время политическая – я подчеркиваю – мирная битва за Москву... Московская городская дума должна быть в ближайшие месяцы переизбрана с учетом нынешней политической ситуации в Москве и расширения ее территории. Нужно решить вопрос о появлении в Москве избранного мэра», - сказал он.
«Москва - единственный город, где у Путина твердо нет большинства. Скорее всего, это случится сначала в Москве, а потом - во всей остальной России», - описал Пархоменко свое видение демократизации страны.
«Демократия должна развиваться и расти нормально - снизу, а не сверху», - поддержал его писатель Борис Акунин.
«Движение гражданского общества перешло в новую фазу. Первая фаза - романтическая, эйфорическая закончилась. Люди поняли, что с белыми шариками, с белыми ленточками и веселыми флэшмобами против роботов из ОМОНа не пойдешь. Я думаю, что сейчас наступит некоторое общественное оцепенение... Я думаю, что гражданское общество начнет развиваться по другому пути, по пути самоорганизации, по пути победы на местных выборах», - сказал Акунин.