Изрядная часть предвыборной риторики Путина отдавала национализмом и империализмом в стиле XIX века. Однако проблемы России – это проблемы XXI века. Дурное управление и слабая законность создают дискомфорт для граждан и отпугивают внутренние и внешние инвестиции, усиление исламских меньшинств угрожает внутренней безопасности, отношения с Западом остаются трудными, а растущая мощь Китая, Индии, Турции и Бразилии представляет собой настоящий вызов.
Издержки новой империи
Путин полностью сделал ставку на создание имиджа России, которой угрожает враждебный Запад – и это сработало. Он обвинил Хиллари Клинтон и Госдепартамент в том, что они «дали сигнал» для недавних массовых демонстраций, и что на их деньги была предпринята попытка перенести Арабскую весну в Москву. Он заявил, что лидеры оппозиции «шакалят у западных посольств» и сравнил их с киплинговскими Бандар-логами. В понедельник некоторые из ведущих молодых активистов, в том числе Алексей Навальный, Илья Яшин и Сергей Удальцов, были задержаны после протеста против результатов выборов на Пушкинской площади в Москве. Вскоре они предстанут перед печально известной неприязнью к инакомыслящим судьей Ольгой Боровковой.
В стране разросся антиамериканизм. Контролируемые Кремлем СМИ устроили пропагандистское наступление в советском стиле на посла США Майкла Макфола (Michael McFaul). Ирония ситуации в том, что именно он был архитектором начатой Обамой политики перезагрузки. Эти методы, по-видимому, успешно работают — пока.
На пространстве бывшего Советского Союза (он же, с некоторыми поправками, российская империя) Путин делает геополитическую ставку на три надгосударственные структуры под российским руководством: Единое экономическое пространство, Таможенный союз и пока находящийся в проекте Евразийский союз. Давление на Грузию и Украину не ослабевает, и Москва планирует втянуть Киев в свою орбиту. Однако у подобной квазиимперской структуры имеются свои издержки.
Российская инфраструктура - построенные в советские времена дороги, аэропорты и электростанции,— разваливается. Даже триллионы нефтяных рублей не способны полностью заместить тот объем инвестиций, который необходим, чтобы привести Россию в соответствие со стандартами 21 века. Кроме того, Путин и не собирается тратить на это деньги. Вместо этого он предпочитает конфликтовать с Западом и арабским миром из-за Сирии и Ирана. Он объявил о программе по перевооружению, стоимостью в 700 миллиардов долларов, включающей в себя модернизацию ядерных ракет. Что там Барак Обама говорил о «дороге к миру без ядерного оружия»?
При этом Россия продолжает втягиваться в оборот мировой торговли. Международный бизнес рассматривает эту страну как ненасыщенный рынок в секторах жилищного строительства, товаров длительного пользования, потребительских товаров, нефтегазового оборудования – и да, даже инфраструктуры.
Тем не менее, инвесторам по-прежнему приходится дорого платить за деспотичную внутреннюю политику Кремля. Когда Россия присоединится к Всемирной торговой организации, американские корпорации могут получить доступ к механизмам разрешения споров в рамках организации – но для этого нужно, чтобы Конгресс отменил устаревшую поправку Джексона-Вэника, которая была принята еще в 1974 году. Однако с учетом плачевного состояния законности в России члены Конгресса вряд ли согласятся убрать барьер Джексона-Вэника, не получив взамен законодательного инструмента для противодействия российской коррупции и нарушениям прав человека.
В частности речь идет о законопроекте «Об ответственности и верховенстве закона имени Сергея Магнитского» (Sergei Magnitsky Rule of Law and Accountability Act), предложенном сенатором-республиканцем от Аризоны Джоном Маккейном (John McCain) и сенатором-демократом от Мэриленда Бенджамином Кардином (Benjamin Cardin). Он назван в честь юриста, который раскрыл коррупционную схему на сумму в 230 миллионов долларов и умер в следственном изоляторе – предположительно, в результате пыток, избиений и отказа в медицинской помощи. Закон Магнитского должен запретить наиболее известным своей причастностью к коррупции иностранным чиновникам въезд в Соединенные Штаты и позволить американским судам арестовывать и конфисковывать их неправедно нажитую собственность. Аналогичные законопроекты сейчас обсуждаются в Канаде и в некоторых европейских странах.
Перспективы либерализации
Последним усилием уходящий президент Дмитрий Медведев вернул дело Михаила Ходорковского, бизнесмена, превратившегося в политического активиста и лишенного свободы, в российскую генеральную прокуратуру на проверку. Таким образом Медведев дал понять, что он не согласен с двумя длинными тюремными сроками, на которые был осужден основатель и бывший владелец нефтяной компании ЮКОС. Совет по правам человека при Медведеве также рекомендовал пересмотреть это дело. Воспользуется ли Путин этой возможностью продемонстрировать умеренность? Теоретически, он мог бы сделать крайне значимый символический жест, освободив магната и показав оппозиции свою готовность заново начать диалог с ней. Но не стоит чрезмерно на это рассчитывать.
Многолетний опыт наблюдения за деятельностью Путина и его предвыборные статьи позволяют предположить, что его четвертый срок будет посвящен в основном круговой обороне, а не реформам. Он любит цитировать слова графа Горчакова, бывшего в 19 веке российским министром иностранных дел: «Россия сосредотачивается». Еще одна фраза из той же эпохи, которую часто можно услышать в московских политических кругах, принадлежит царю Александру III: «У России есть два союзника – это армия и флот». Подобные настроения предвещают недружелюбную внешнюю политику, закручивание гаек и непростые времена – причем непростыми они будут не только для оппозиции, но и для российского народа, его лидеров и международных партнеров, включая Вашингтон.
Ариэль Коэн - Ph.D., старший научный сотрудник Фонда «Наследие», специалист по российским и евразийским исследованиям, пишущий редактор The National Interest.