Деннис Ганзель (Dennis Gansel) умеет подбирать хороший материал для кино. И он знает, как добиться успеха. Его триллер «Четвертая власть» о Чечне и российской секретной службе оказался особенно амбициозным, а главную роль в нем сыграл Мориц Бляйбтрой (Moritz Bleibtreu).
Стало привычным называть средства массовой информации четвертой властью, четвертой силой в государстве, однако такой подход даже внутри самого медийного сообщества представляется спорным. Важная составная часть работающей демократии состоит в том, что государственные институты – законодательные, исполнительные и судебные – постоянно подвергаются критической оценке извне. Этому не мешает то обстоятельство, что большая часть средств массовой информации представляет интересы частного капитала, и система общественно-правовых по своему характеру СМИ, управляемых по части содержания сложными отношениями между партиями и другими институтами, прямо этому не противоречит.
Читайте также: Призрак путинского переизбрания появляется в трех новых фильмах о России
Поэтому было бы в принципе неверно называть медийный триллер фильмом о «четвертой власти».
События этого фильма развиваются в России, и поэтому его название кажется еще и наивным. Хотя в огромном государстве, которое с 2000 года находится под контролем бывшего главы секретной службы Владимира Путина, и существуют, помимо правительственных органов, парламент и суды, но на самом деле она подчиняются указаниям исполнительной власти, находящейся под контролем Путина. Кроме того, для автократической системы закономерно то обстоятельство, что печать не имеет возможности свободно работать в таких условиях. Вы можете попытаться это сделать, но вам будут мешать, пользуясь властью или даже силой.
В первом фильме, рассчитанном на мировой прокат (оригинальное название «The Fourth State»), Деннис Ганзель предпринимает попытку использовать эту область для создания политического триллера. Его события происходят в сегодняшней Москве на фоне непрекращающегося конфликта в Чечне. В ходе президентских выборов именно в этой истерзанной войной «автономной республике» 99,8% избирателей проголосовали за Путина, и все это воспринимается как горькое дополнение к финальным титрам. Но основная интрига фильма связана с событиями недавнего прошлого – в сентябре 1999 года в Москве были взорваны два жилых дома, в результате чего погибли более 200 человек. Согласно официальной версии, взрыв произвели чеченские террористы, но, может быть, к нему была причастна секретная служба, руководителя которой в тот момент Ельцин как раз назначил премьер-министром? Именно он, Путин, спустя шесть месяцев сам уже стал президентом страны, и народ с восторгом встречал предпринятую им очередную военную кампанию в Чечне и его политику твердой руки.
События этого триллера давно уже описаны в книгах, посвященных современной истории. Денниса Ганзеля интересует прежде всего их внешняя сторона. Поэтому лента «Четвертая власть» поначалу похожа на российский вариант немецкого фильма «Zettl», поданный в стиле а ля рюс. Немецкий журналист Пауль Йенсен (его роль исполняет Мориц Блейбтрой) работает в бульварной газете. Его отец, занимавшийся журналистскими расследованиями, много лет назад погиб в результате автомобильной аварии. Этот Йенсен – не зная совершенно языка! – приезжает в Москву для того, чтобы продвигать там бульварный журнал. Именно с этого все и начинается – с помощью местного фотографа (его роль исполняет Макс Римельт (Max Riemelt). События происходят не только в непрозрачном мире связанной с государством российской прессы, но и в известных своим пульсирующим ритмом московских ночных клубах. В этом смысле сюжет интереснее, чем плоские сцены в немецкой столице в фильме Хельмута Дитля.
Поклонники издания New Berliner не могут свысока, смотреть на выступающий в высшем дивизионе журнал New Yorker, тогда как Moscow Match вполне соответствует своему французскому образцу.
Еще по теме: Документальный фильм о Путине не был прокремлевским
Тем временем Йенсен знакомится с молодым оппозиционным автором Катей (Кася Смутняк) и влюбляется в нее, но вскоре становится свидетелем политически мотивированного убийства журналиста и публикует в связи с этим эмоциональный некролог в своем журнале, после чего оказывается в тюрьме секретной службы по подозрению в терроризме. Он чудом остается жив после террористического акта в метро, когда Катя сама себя подрывает. Остальной сюжет – это тюрьма и побег из нее. В мрачной тюремной камере он находится вместе с десятью чеченцами, но затем в результате активного вмешательства издателя журнала Moscow Match (Раде Шербеджия) получает возможность выехать из страны. По крайней мере, он так считает. В течение одной драматически напряженной сцены.
Постоянно в «Четвертой власти» просматривается то, что в Германии можно считать вдвойне инновационным фильмом – жанровая лента с острым политический сюжетом, и в итоге одинаковое удовольствие получают как любители захватывающего сюжета, так и сторонники реалистического кинематографа. Но затем 38-летний Ганзель, который в своих фильмах «Napola» (2004) и «Welle» (2008) уже успешно поработал с любимым публикой историческим и политическим материалом, уделяет основное внимание внешним событиям. Клише становится все больше, сюжет развивается скачкообразно, а иногда действие вообще кажется затянутым. И так продолжается от одной сцены в стиле боевика до другой, а хорошие актеры быстро превращаются в статистов, подчиненных сюжетной линии, пока действие не завершает – да еще с большим скрипом – свой круг. При этом выясняется, что отец Пауля в одном из профсоюзных органов ГДР изучал методы журналистского расследования, и тогда весь сюжет невольно приобретает даже комические черты.
Еще по теме: Эксперты о фильме "Путин, Россия и Запад"
Во время состоявшейся в Берлине мировой премьеры на прошлой неделе продюсеры фильма блеснули черным юмором, поблагодарив Путина за то, что его переизбрание помогло успешному старту их новой ленты. Может быть, лучше было бы рассчитывать на обратный импульс? Более глубокую проблему они сами сразу назвали: «Четвертая власть» - это фильм на актуальную тему. Жаль только, что в данном случае информационные передачи иногда представляются более захватывающими. Жуткое впечатление производит список из трех погибших депутатов российского парламента, которые в разное время занимались расследованиями терактов в Москве и пришли к выводам, отличающимся от официальной точки зрения правительства. Российский триллер – это сама российская действительность.