Вот данные исследования Guardian-Mixmag по употреблению наркотиков: 15 500 людей приняли в нем участие, 60% через Guardian, 7 700 в Великобритании; все они активные потребители наркотиков, что определялось нами как прием наркотиков в последние три месяца.
В общем и целом у всех довольно высокий уровень удовлетворенности своей жизнью. Они не чувствуют, что употребление наркотиков определяет их жизнь и не видят в этом проблемы. Отвечая на вопрос, употребление каких веществ они хотели бы сократить, большая часть респондентов ответила: табак, затем следовал героин и крэк (производное из кокаина). По всем остальным веществам от алкоголя до кокаина большинство употребляющих были удовлетворены тем количеством, которое они принимают. На вопрос о том, беспокоит ли их употребление наркотиков и алкоголя их друзьями, многие ответили «да» (53%), но при этом на вопрос о конкретном веществе, более половины ответило, что это алкоголь.
Надо отметить, что это аудитория, которая сама вызвалась участвовать в опросе. Это нельзя назвать «чистыми» данными. Так что нельзя сделать выводы по ряду вопросов: нельзя сказать, что наркотики и алкоголь не причиняют никому никаких проблем; что они никогда не формируют зависимость; что они никогда не ведут к преступности; что их употребление не влияет на здоровье общественности и что они всегда делают вас более счастливыми, не считая маленького похмелья. Есть много людей, сидящих в тюрьмах за преступления, связанные с наркотиками, которые не участвовали в этом опросе.
К тому же есть физиологические реалии, которые мы знаем, — наркотики и алкоголь влияют на способность человека к эмпатии. Если бОльшая часть употребляющих наркотики говорит, что их отношениям никогда не вредило употребление, можно предположить, что это потому, что они просто еще не приняли достаточное количество наркотиков, что у них еще не было в жизни достаточно отношений, или что они не заметили проблем, связанных с употреблением наркотиков в их отношениях, потому что находились под воздействием наркотиков. Невозможно долго быть наркозависимым, неважно, от легального или нелегального вещества, без того, чтобы это не имело воздействие на людей вокруг вас, если только эти люди не далеки от нас и общение с ними сведено до минимума.
Учитывая все вышесказанное, тем не менее, нельзя сказать, что результаты опроса ни о чем нам не говорят. Они говорят нам о том, что нельзя легко провести параллель между употреблением наркотиков и хаосом. Большинство респондентов - белые, образованные, активные, здоровые люди, большинство из них работает или учится на дневных отделениях. Если отсеять студентов, они зарабатывают выше среднего, если брать их средний возраст (28 с половиной). Если их ловит полиция, большинство из них отпускают, часто даже без предупреждения. Нелегальность без последствий, в долгосрочной перспективе, возможно, более губительна для законодателей, чем прямые нарушители закона, хотя, конечно, надо учитывать, при помощи каких именно наркотиков нарушается закон.
Но все это мы уже знали, так? Никто ведь не думает, что выкурив косяк, вы стоите на пути к разрушению. Никто не думает, что было бы невозможно принять кокаин в субботу вечером и пойти на работу в понедельник утром. Я уже даже не могу себе представить, что за тип людей думает так, как нам это представляют. Как будто все мы следим за своей речью ради одной хрупкой тетушки, которая на самом деле уже умерла, но никто этого не заметил.
Все еще есть люди, которые не одобряют нелегальное употребление наркотиков, но это не значит, что они не могут и не будут видеть разницы между одним видом употребления и другим. Никто не думает, что употребление, зависимость и привыкание - взаимозаменяемые понятия. Никого не удивит факт этой «пятой колонны», численностью в несколько тысяч человек, употребляющих наркотики, при этом кажущимися абсолютно нормальными людьми. Новость заключается в том, что это не новость.
Если есть большая группа людей, которая остается невидимой в любой дискуссии об употреблении наркотиков и о зависимости — в СМИ ли, в реабилитационных центрах или среди политиков — имеет ли это значение? Во-первых, это просто трата времени. С эпидемиологической точки зрения, если вы хотите понять природу болезни, часто приносит пользу наблюдение за людьми, которые подверглись ее влиянию, но при этом не заразились. Так что понимание природы зависимости было бы лучше, если все могли бы просто признать, что некоторые потребители наркотиков не пристращаются к ним и что некоторые наркотики не вызывают зависимости.
Во-вторых, бездумное предпочтение катастрофического видения во всех дискуссиях не только искажает факты; в конечном счете, неправильные факты превращаются в плохую политику. Алкоголь представляет собой самый актуальный пример.
Бюджет следующей недели будет содержать в себе минимальную цену за «алкогольную единицу» (меру, отражающую соотношение содержания чистого спирта на единицу объема алкогольного напитка — прим. переводчика), что направлено на борьбу с бомбой замедленного действия - чрезмерное потребление. В действительности среднее потребление упало на 20% за последние пять лет. Если вас это удивляет, вы будете просто поражены, когда услышите, что 87% взрослых уже избегают пить алкоголь три вечера в неделю. По кому же ударит этот бюджет? По потребителям дешевого алкоголя (дорогой алкоголь уже давно превышает рекомендуемую цену за алкогольную единицу). Кому нужно, чтобы по нему вдарили? Никому. Кучка политиков просто зря тратит время.
В-третьих, остановимся на секунду на этом падении уровня потребления алкоголя: почему люди перестали пить и курить? Частично, причина в предупреждениях об опасности для здоровья, но ключевой фактор — это предупреждения об опасности для здоровья, которые звучат правдоподобно. Около 63% употребляющих наркотики хотели бы бросить курить. Это не потому, что они хотят соответствовать стандартам, - курение близко не стоит с употреблением MDMA (метиле́ндио́ксиме́тамфетами́н или «экстази»), за что в обществе гораздо больше порицают. Это потому, что они не хотят заработать рак легких. Людей гораздо больше интересует свидетельства о последствиях употребления, чем вышестоящие инстанции.
Так что как правительство вы не просто можете давать адекватные указания по нелегальным наркотикам, продолжая преувеличивать их опасность. Более того, невозможно обратиться к этой части населения — к употребляющим наркотики людьми, которые не сидят в тюрьме или реабилитационном центре, и не валяются на скамейке в парке — одновременно притворяясь, что их вообще нет.