«Будьте вы все прокляты!», - воскликнула Ольга Романова, когда судья зачитал приговор, по которому ее муж, предприниматель Алексей Козлов признавался виновным в мошенничестве. Не то чтобы приговор был неожиданным: уже утром Козлов пришел в суд с сумкой с вещами, он был готов к тому, что на него наденут наручники в зале суда, как это и случилось в действительности. Снаружи толпа скандировала «Позор!» и пыталась помешать охране препроводить его до фургона, который увез предпринимателя в тюрьму. Пять лет тюрьмы, из которых 3,5 года он уже отсидел до того, как вышел на свободу благодаря неистощимой энергии его жены, которая из журналистки стала адвокатом, превратив этот ординарный административный случай в символ российского неправосудия.
Козлова допрашивали о судьбе 33% акций компании, его обвинили в том, что он их незаконно присвоил. Предприниматель и его жена всегда утверждали, что дело было сфабриковано бывшим деловым партнером Козлова Владимиром Слуцкером, в то время состоявшим членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Дело в России обыкновенное, и Романова пошла по обычному пути, характерному для всех процессов этого типа, давая взятки следователям. Потом она восстала и перешла в наступление, став общественной защитницей своего мужа и обличая как бесконечные несообразности обвинения, так и бесчеловечные условия существования в российских тюрьмах. «Бутырка-блог» двух супругов (по названию московской тюрьмы) стал известен во всем мире, а из опыта Ольги родилась ассоциация «Русь сидящая», помогающая женам предпринимателей, которые, как обнаружила Романова, попадают в тюрьму из-за жадности своих деловых партнеров, коррумпированной судебной системы и бюрократии, которая стремится контролировать все, что может стать источником дохода. Они не являются политическими заключенными в узком смысле слова, но, во всяком случае, они жертвы репрессивной и коррумпированной системы, которая не только готова помочь свести счета по просьбе наиболее выгодного клиента, но наказывает тех, кто не хочет «делиться» плодами своего труда и смекалки.
Ольге удалось сотворить чудо: Верховный суд сначала пересмотрел первоначальный восьмилетний срок отбытия наказания, а потом отпустил Козлова, вновь начав расследование. Счастливый конец казался близким, но тут супругам в декабрьскую субботу пришла в голову несчастная идея оставить осторожность (Алексей все еще находился под следствием, он не мог выезжать из Москвы) и отправиться на Болотную площадь, на первую большую манифестацию оппозиции. По прошествии двух недель Ольга стала душой движения протеста, его неустанным организатором, безукоризненной хранительницей казны, талантливым оратором с моральным правом говорить от имени тех, кто безвинно сидит в тюрьмах и жаждет свободы и справедливости не только в качестве принципов, но требуя их конкретного воплощения на деле. А в это время вновь начался неумолимый процесс против ее мужа, который закончился обвинительным приговором. Многие подозревают, что этот приговор является наказанием за политическую активность жены Козлова. Предприниматель пообещал заняться полностью политикой после выхода из тюрьмы через полтора года, конечно, при условии, что он выживет. Кое-кто шепнул Ольге, что «органы правопорядка» не простят обличений их деятельности, и Козлов рискует быть убитым в тюрьме. Это подозрение возникло и в Совете по правам человека при президенте Медведеве, который попросил хозяина Кремля проследить за этим делом и гарантировать безопасность Козлова.
Перед судом собралось 200 человек, они кричали «Позор!» и «Свободу Козлову!». Последние заседания в суде стали также проверкой на крепость оппозиции, которая сейчас, после протестов на площадях должна вновь организоваться и сосредоточить свои действия на единичных случаях и кампаниях, таких как дело Козлова, что является одной из возможных новых форм деятельности протестного движения. Но вчера активисты движения стояли перед большим выбором. Утром судья приказал на десять дней арестовать Сергея Удальцова, лидера левых, задержанного на двух последних манифестациях. Он пытался организовать пикет у фонтана на площади Пушкина, а пять дней спустя его вместе с его сторонниками удалили с Нового Арбата. Эти его действия разделили единый фронт оппозиции. Некоторая его часть обвиняет молодого неокоммуниста в том, что он хотел организовать потасовки, испугав более умеренное крыло антипутинского фронта. Удальцов немедленно объявил о сухой голодовке, а просьбы бывшего кандидата в президенты и депутата Сергея Миронова освободить его ни к чему не привели.
День закончился известиями из Казани, где молодые люди были арестованы полицией за то, что они писали на стенах «Путин — вор». Потом пришло сообщение о том, что была арестована еще одна девушка из группы Pussy Riot Ирина. Две другие уже в тюрьме за то, что они устроили импровизированный антипутинский концерт в храме Христа Спасителя в Москве. Им грозит семь лет тюрьмы за «хулиганство», и, несмотря на кампанию в их защиту, Московский патриархат неумолимо требует примерного наказания, если только они не «раскаются». Судья отказался применить домашний арест или освободить их под залог, несмотря на то, что две обвиняемые имеют маленьких детей.
Итак, многие оказались за решеткой в один день, что может показаться наступлением реакции после избрания Владимира Путина президентом. Режим опять взял свое после того, как после первых протестов был вынужден частично отступить, и тронутые манифестанты сообщали о «хороших полицейских» на площадях, у некоторых из них даже были символы протеста на касках. В Кремле, опять-таки в четверг захлопнулась последняя дверь, когда оппозиционеры, приглашенные Медведевым для участия в выработке нового закона о партиях, ушли, утверждая, что все их предложения для облегчения законного участия оппозиционных партий (как либералов, так и левых) в политической жизни были заблокированы. С телевизионных экранов тоже подул ледяной ветер, когда по каналу НТВ заявили о серии разоблачений оппозиционеров. Металлический голос обвинил их в том, что они состоят на оплате посольства США, что они специально организовывали сцены оплаченных митингов в поддержку Путина и снимали их, что они готовят провокации и даже показательные убийства, чтобы обвинить в них режим и возбудить протест. Все это сопровождалось изображениями пачек долларов и роскошных автомобилей лидеров оппозиции.
Кажется, есть единственная хорошая новость на фоне всех этих арестов: в Казани посадили в тюрьму полицейских по обвинению в избиении, пытках и изнасиловании бутылкой из-под шампанского мужчины, задержанного за нарушение общественного порядка. Несчастный пятидесятидвухлетний человек умер в госпитале через несколько часов после этого. Шум, вызванный этой трагедией, вынудил полицию уволить всех руководителей округа, где это произошло, но обвиняемые в преступлении полицейские оставались на свободе вплоть до вчерашнего дня, пока протесты перед полицейским участком не вынудили начальство к принятию решения.