15 марта харизматичный лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов в очередной раз оказался на скамье подсудимых. Он уже давно привык к судам и не питает иллюзий насчет беспристрастности правосудия, которое находится в руках Кремля. Приговор обжалованию не подлежит: десять дней за решеткой.
Удальцова задержали 10 марта, в день второй крупной демонстрации протестующих против избрания Владимира Путина. Взобравшись на бетонный блок, он поднял вверх сжатую в кулак руку и обратился с речью к собравшимся. В толпе развевались флаги активистов его «Левого фронта», а также коммунистов из КПРФ. В этот момент сотрудники правоохранительных органов окружили этого бритого налысо человека, раздавая тумаки окружающим. Около 20 полицейских перед объективами телекамер стащили его с импровизированной трибуны.
Сергей Удальцов без особого сопротивления позволил им увести себя. Восемь задержаний за 2011 год – наглядное подтверждение характеристики «профессиональный политзаключенный», которой наградила его адвокат Виолетта Волкова.
Этот умелый оратор, который прошел школу советской компартии, не упускает случая, чтобы напомнить с трибуны или в интервью об учиняемых в его адрес репрессиях. «Власть боится народа, того, что он из себя представляет. То, что меня сажают в тюрьму, это не просто личные нападки, а посягательство на демократию», - объяснил он в январе le Nouvel Observateur.
Призыв через Twitter
В декабре 2011 года организация Amnesty International внесла его в список «узников совести». Трагичное, но очень важное для активиста признание. Как ни парадоксально, но именно остервенелое упорство власти приоткрыло для него небольшое окно в российской информационной системе. О задержаниях оппозиционера даже написало кремлевское информагентство РИА «Новости», которое является наследником Советского Информбюро.
5 марта на Пушкинской площади состоялась первая крупная акция протеста против избрания Владимира Путина в ходе нечестных выборов. Демонстрацию организовали с помощью Twitter, Facebook и «ВКонтакте».
Ответ властей оказался жестким.
На трибуне один за другим появлялись лидеры протестного движения. Алексей Навальный, Илья Яшин, Сергей Удальцов - все они стали рупором голосов недовольных. В российской оппозиции задул ветер перемен. Демонстрацию разрешили всего на три часа, однако по истечении официального срока Удальцов призвал собравшихся встать здесь лагерем, «Пока Путин не уйдет» (как тут не вспомнить о европейских «возмущенных»). И в очередной раз попал под арест.
Такая непримиримость в борьбе с путинской системой сформировала вокруг него мощную ауру, к которой оказываются неравнодушны не только симпатизирующие ему коммунисты. На вопрос «почему вы не принимаете участия в парламентских выборах» в январе он ответил следующим образом: «А зачем это нужно в системе с нечестными выборами? В первую очередь нам нужно добиться большей свободы». Тем самым он намекнул на своих бывших товарищей из коммунистической партии и их списки, которые утверждались властями.
Коммунист, который популярен среди молодежи
Если судить по аплодисментам, он добился немалых успехов, едва ли меньших, чем популярный блогер, борец с коррупцией и националист Навальный. Результаты такого прямого «опроса» наводят на мысль о блестящем будущем этого оппозиционера, который может воплотить в себе обновление переживающего кризис леворадикального движения в России.
Извечный кандидат в президенты от коммунистической партии Геннадий Зюганов, кажется, уже подходит к финишу своей политической карьеры. Три десятилетия плавания по этим неспокойным водам истощили его имидж. Реформа избирательной системы, которую в сейчас рассматривают депутаты Думы, может ускорить этот процесс. С подачи Кремля систему регистрации политических партий могут упростить: обязательный для участия в выборах сбор миллиона подписей могут отменить. Кроме того, парламентарии рассмотрят право на формирование блоков.
Большое будущее
Таким образом, в стране могут появиться три движения: либеральное во главе с Навальным, центристские силы Ильи Яшина, а также объединение коммунистов и социал-демократов, объясняет Алексей Прокопьев из оппозиционной ассоциации Russie-Libertés. И возглавить левое движение вполне мог бы Сергей Удальцов. С этой точки зрения КПРФ можно рассматривать как партию старого режима, часть путинской системы. Так кто может повести вперед это движение лучше, чем бывший член компартии, сын советского аппаратчика и герой нового поколения?