Несмотря на то, что между Португалией и Грецией можно провести некоторые параллели, эти две страны в значительной степени отличаются друг от друга. В Греции плачевное экономическое состояние, политический переворот и социальная напряженность в совокупности спровоцировали развитие национального кризиса, уникального в своей способности распространяться на другие экономически уязвимые европейские государства. Экономика Португалии также переживает спад, однако в социальной сфере это государство значительно более устойчиво, чем Греция. Акции протеста происходят редко, а те, которые уже прошли, были достаточно мирными.
Правительство Португалии также пользуется политической поддержкой внутри страны и со стороны других государств. Тогда как в Афинах к власти пришло технократическое правительство, португальцы демократическим путем избрали новое правительство, которому пока удается следовать директивам, направленным на вывод страны из кризиса. Тройка назвала Португалию образцом дисциплины и ответственности, по крайней мере, среди стран, получивших финансовую помощь.
Условия внутри страны
Экономика
Ожидается, что в 2012 году объемы португальской экономики сократятся более чем на 3% - они уже сократились на 1,5% в 2011 году – а государственный долг останется большим. Когда Португалия получила финансовую помощь в мае 2011 года, отношение долга к валовому внутреннему продукту (ВВП) составляло 107%. Ожидается, что в течение следующих двух лет это соотношение увеличится до 113%. Соотношение долга и ВВП настолько высокое, потому что Лиссабон брал на себя долги некоторых государственных предприятий и местных правительств с 2008 по 2010 год. Очевидно, что 2012 год станет довольно затратным годом, поскольку Лиссабон должен будет добиться получения 12 миллиардов евро (16 миллиардов долларов) в рамках пакета мер по рекапитализации банков Евросоюза и МВФ.
Задолженность населения в Португалии также остается высокой и составляет 94% ВВП – это всего на 1% меньше рекордного уровня, зафиксированного в 2009 году. (Для справки, задолженность населения в США составляет более 120% ВВП.) С 2009 года корпоративная задолженность остается на уровне 130%. В конце 2011 года уровень безработицы вырос до 14%. Уровень безработицы наиболее высок среди португальской молодежи и составляет 35%.
Банковский сектор в Португалии также переживает трудные времена. Как сообщается, в феврале 2011 года более 34 тысяч семей прекратили выплаты кредитов банкам. Число португальцев, переставших выплачивать ипотечные кредиты, в прошлом году выросло на 450%. Кроме того, примерно 9 тысяч коммерческих фирм не смогли погасить свои ежемесячные платежи банкам. В попытке успокоить рынки в начале 2012 года Банк Португалии опубликовал заявление, в котором говорится, что основной капитал первого уровня банков на сентябрь 2011 года составил 8,5%. Согласно этому заявлению, к концу 2011 года банки выполнили требования Европейской службы банковского надзора, заключающиеся в установлении их базового капитала на уровне 9% к июню 2012 года.
Португальская экономика не настолько интегрирована в европейскую экономику, как экономики других государств. На долю экспорта приходится примерно 25% ВВП Португалии, что намного ниже общеевропейского уровня, который достигает 40%, и ее экспорт поступает в ограниченное число стран. Примерно четверть ее экспорта отправляется в Испанию, экономика которой сейчас настолько же уязвима, как и экономика Португалии. Фактически в 2012 году многие торговые партнеры Португалии, как ожидается, будут переживать спад деловой активности. Это сведет к минимуму тот вклад, который экспорт - основная движущая сила португальской экономики с 2009 года – вносит в экономику Португалии.
Политика
В июне 2011 года нынешний премьер-министр Педро Пашус Коэлью привел правоцентристскую Социал-демократическую партию к победе на выборах, в результате которых она получила 108 мест в парламенте. Затем он сформировал коалицию с Народной партией, что добавило им еще 24 места. В общей сложности коалиция сейчас имеет 132 места, таким образом, ей принадлежит большинство в парламенте, состоящем из 230 членов.
Примечательно то, что политическая оппозиция в Португалии в настоящее время слабая и раздробленная, а главная оппозиционная партия - Социалистическая партия - постепенно приходит в упадок. После проигрыша на выборах в июне 2011 года бывший премьер-министр Жозе Сократеш ушел с поста главы партии, и его заменил член парламента Антонио Жозе Сегуро. Партии принадлежит только 74 места в парламенте – это меньше, чем когда-либо за последние 20 лет. Партия потеряла поддержку общественности вследствие ошибок в управлении во время финансового кризиса, а ее позиция в поддержку финансовой помощи усложняет процесс достижения соглашения с другими левоцентристскими партиями.
Два основных профсоюза Португалии также заняли противоположные позиции. 17 января правительство одобрило пакет документов по реформе трудового законодательства, в соответствии с которым сокращается длительность ежегодных отпусков, отменяются, по крайней мере, три государственных праздника, сокращается размер выходного пособия и уменьшаются ставки за сверхурочную работу. Второй по величине профсоюз Португалии, Всеобщий союз трудящихся (UGT), поддержал пакет реформ, однако крупнейший профсоюз, Всеобщая конфедерация трудящихся Португалии (CGTP), этого не сделал. После принятия пакета реформ CGTP подвергла резкой критике UGT за их поддержку правительства.
Общество
До настоящего времени экономические проблемы, с которыми сталкивается Португалия, не спровоцировали никаких значительных общественных беспорядков. Несмотря на принятие противоречивого пакета реформ трудового законодательства, профсоюзы организовали только одну всеобщую забастовку, которая произошла в ноябре 2011 года и носила относительно мирный характер. 11 февраля прошла еще одна демонстрация, собравшая 300 тысяч трудящихся, но она также была мирной.
Этот феномен можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, наиболее жесткие экономические меры еще только предстоит ввести – они вступят в силу в 2012 году. Во-вторых, мнение жителей страны относительно жесткой финансовой политики разделилось. Согласно данным опроса общественного мнения, проведенного в феврале 2012 года, 48,4% жителей страны считают меры строгой экономии не самым лучшим способом выхода из финансового кризиса, в то время как 40,3% полагают, что эти меры необходимо ввести.
Довольно любопытно, что эмиграция оказалась полезной в процессе преодоления кризиса. В 2011 году около 120 тысяч граждан покинули страну, и многие из них сделали это по экономическим соображениям. Учитывая то, что общая численность населения страны составляет 10,6 миллиона человек, 120 тысяч – это довольно внушительная цифра. Многие эмигранты уезжают в Бразилию и Анголу – две бывшие колонии Португалии со сходной культурой. Национальный секретариат юстиций Бразилии сообщил, что число прошений на предоставление постоянного места жительства, поданных португальскими эмигрантами, выросло с 276703 до 328856 с декабря 2010 года по июнь 2011 года. Это число не включает в себя тех, кто приезжает туда по рабочим, учебным и исследовательским визам, выданным португальским гражданам. По данным недавно образованной наблюдательной комиссии по вопросам эмиграции при правительстве Португалии, в 2006 году португальским гражданам было выдано всего 156 ангольских виз в сравнении с 23787 визами, выданными в 2010 году.
Сравнение с Грецией
Если Греция стала примером того, насколько плохо может проходить процесс вывода из кризиса, Португалия служит примером обратного.
Португальское правительство по большей части выполнило распоряжения тройки относительно сокращения дефицита. Ожидается, что Лиссабон получит следующий транш в размере 14,9 миллиардов евро, одобренный на последней неделе февраля, в апреле. Таким образом, общая сумма финансовой помощи Португалии составит примерно 47 миллиардов евро – это 60% той суммы, которую государство должно получить.
Частью пакета финансовой помощи тройки является требование, чтобы Португалия снизила дефицит бюджета с 5,9% ВВП в 2011 году до 4,5% ВВП в 2012 году. В ноябре 2011 года новое правительство одобрило первый пакет мер строгой экономии. Эти меры включали в себя сокращение пенсий, уменьшение расходов на здравоохранение и социальные выплаты и приватизацию государственных компаний. Главы тройки посещали Лиссабон трижды с момента начала оказания финансовой помощи и при каждом удобном случае они высказывали похвалу правительству, отмечая, что Португалия оправдывает ожидания тройки.
В январе Коэлью заявил, что он хочет ввести меры «сверх тех, исполнения которых требуют кредиторы». По его словам, страна не будет настаивать на пересмотре условий оказания финансовой помощи и продолжит выполнять все требования, установленные программой вывода из кризиса. Несколько представителей Евросоюза и МВФ похвалили Португалию за ее попытки справиться с кризисом. Затем в феврале португальский министр финансов Витор Гаспар объявил о том, что в 2012 году правительство ускорит темп структурных реформ экономики и вновь получит доступ к рынкам долговых обязательств. Правительство также пообещало увеличить темпы введения инициатив Евросоюза в области энергетики, почтовых услуг и железнодорожного сектора. Кроме того, планируется проведение дополнительных реформ трудового законодательства.
Однако многие банковские аналитики и аналитики рейтинговых агентств считают, что Португалия не сможет вернуться на рынки в 2013 году, а вместо этого ей понадобятся, по крайней мере, 29,5 миллиардов евро дополнительной финансовой помощи. Беспорядочный греческий дефолт, вероятно, приведет к тому, что Португалия не сможет получить доступ к финансированию долгосрочного рынка капиталов к сентябрю 2013 года, как было запланировано – в этом случае ей, возможно, понадобится прибегнуть к реструктуризации ее долга. Пока неясно, нужно ли будет Португалии еще раз прибегать к финансовой помощи, однако экономисты полагают, что она с легкостью ее получит, если такая необходимость появится.
Прогноз на будущее
Обладая большинством мест в парламенте и учитывая относительно мирные настроения общественности, правительство в Лиссабоне пользуется гораздо большей политической поддержкой, нежели его коллеги в Греции. И, как было отмечено выше, благодетели Лиссабона продолжают его поддерживать. Это уменьшает угрозу политического кризиса в краткосрочной перспективе.
Тем не менее, экономика Португалии находится под угрозой. Без роста экономики сокращение уровня долга становится практически невозможным. (Даже до начала текущего кризиса Португалия была в числе наиболее медленно развивающихся экономик.) По данным Института по вопросам национального долга в Киле, Португалии понадобится добиться первичного профицита бюджета в размере примерно 8-10% ВВП в течение следующего десятилетия, чтобы сократить свой коэффициент долга до приемлемого уровня. Согласно тому же докладу, Португалии потребуется сократить размер своего долга на одну треть или даже на половину.
У Португалии нет иммунитета от греческой болезни. Stratfor разработал два сценария развития событий, которые могут оказать существенное влияние на ситуацию в стране. Во-первых, Португалия может попросить тройку смягчить условия оказания финансовой помощи или, как в случае с Грецией, выплатить меньшую сумму, чем она получила.
Если Португалии потребуется смягчение мер, мы ожидаем, что Лиссабон постарается путем переговоров выработать соглашение с МВФ и Евросоюзом. В противном случае Португалия может попытаться прибегнуть к реструктуризации ее долга. Хотя правительство отрицало слухи об этом, такую возможность исключать не стоит.
Также Лиссабону может помочь избежать истинного дефолта то, что большей частью португальского долга владеют испанские банки: согласно докладу Банка международных расчетов от ноября 2011 года, эта цифра достигает 65 миллиардов евро. Если в Португалии будет объявлен дефолт, Испания вряд ли сможет получить назад миллиарды евро, которые она ссудила Португалии, что повышает вероятность будущего дефолта Испании. Поскольку Испания гораздо более интегрирована в европейскую экономику, чем Португалия, тройка напрямую заинтересована не допустить такого развития событий.
Экономическое благосостояние Португалии пока еще не полностью зависит от экономики Греции: нестабильность в Греции и неутешительные перспективы роста способствовали тому, что проценты по португальским облигациям сохранялись на высоком уровне. Хотя экономическое «выздоровление» Греции без сомнения повлияет на ситуацию с Португалией – вторая часть финансовой помощи Афинам, очевидно, принесет пользу Лиссабону – иберийская страна сможет изолировать себя от греческой болезни, по крайней мере, в 2012 году.