Эта неделя может стать поворотным пунктом в выборной кампании 2012 года. Она началась с публикации Washington Post/ABC News и New York Times/CBS результатов опросов, показывающих значительное снижение рейтинга одобрения президента. Оба опроса представляют собой статистически подобные выборки американцев, опрошенных в одно и то же время – глядя на них, сложно говорить о случайном совпадении – и оба были проведены после споров по поводу правил контрацепции, предложенных министерством здравоохранения и социального обеспечения. Почему растет число недовольных президентом? Некоторые винят в этом растущие цены на бензин, другие говорят – дело в том, что уровень безработицы превышает 8%.
У меня другая теория, и она больше, чем просто чутье. Люди, с которыми я беседовала в последнее время о выборах-2012, - как республиканцы, так и демократы - перестали говорить о шансах на переизбрание, о предвыборной гонке или даже о последних праймериз. Они говорили о своем беспокойстве. Они волнуются из-за массивной экспансии и роста в течение последних четырех лет полномочий федерального правительства, из-за чего так или иначе обсуждение правил контрацепции стало одной из ведущих тем обсуждения. Если на минутку задуматься, я не верю, что большинство американцев считают вопросы бесплатной контрацепции и посткоитальных контрацептивов для всех женщин проблемой, которой должно заниматься федеральное правительство. Как, собственно, и регулирование ассортимента в школьных аппаратах по продаже снэков или выплата дополнительных денег Фонду содействия энергоэффективности помещений. Вы поняли мысль.
Они также беспокоятся из-за пробок в Вашингтоне. Неизменное повторение упреков Обамы в адрес республиканцев приедается, а его замечание на этой неделе с фразой «Общество плоской земли» стало еще одним доказательством того, что его заявления не достигают цели. Они беспокоятся из-за настроя американцев друг против друга, о чем можно судить по риторике классовой борьбы движения «Оккупируй…», из-за нападок на религиозные организации, из-за словесных атак на женщин с обеих сторон. Прошли те времена, когда президент мог бы сказать, что мы не красные и не голубые штаты, а Соединенные Штаты. Действительно, многие согласятся с тем, что он является одним из самых раскалывающих страну лидеров на протяжении долгого времени. И, кажется, число поводов для раздоров будет только возрастать.
Очень много неопределенности по поводу того, что сулит нам будущее в плане налогов, регулирующих малый бизнес, цены на газ, что принесут предусмотренные новым законом о здравоохранении правила и бюрократические процедуры. Мы все знаем людей, у которых кого-то уволили с работы, или борющихся за сохранение собственного дома, и опасаемся стать следующими. Мы не знаем, что произойдет с системой социального обеспечения, системой медицинского страхования, системой среднего образования, даже с процентными ставками – если политиканы в Вашингтоне не озаботятся вскоре проблемой государственного долга. Независимо от принадлежности к демократам или республиканцам, есть ощущение чего-то помимо идеологии: ощущение, что наша страна нуждается в укреплении, и никто в Вашингтоне не собирается ее укреплять. Думаю, что большинство американцев считали Барака Обаму способным изменить дело к лучшему, но он провалил эту задачу. Это объясняет столь низкие рейтинги и то, почему его штабу с трудом удается собрать денег на избирательную кампанию. Это также объясняет и то, почему президент так стремится перевести обсуждение с темы экономики на контрацепцию.
Опросы New York Times/CBS показывают, что целых 80% американцев не стали в финансовом плане жить лучше, чем 4 года назад. То же касается и меня. Но лидер сенатского большинства Гарри Рид (Harry Reid) назвал это число «ничего не значащим». Никто не скажет, что не хочет жить лучше, всякий хочет подняться по жизненной лестнице, и для 80% это вовсе не «бессмысленно». Я полагаю, что большинство отвечало на этот вопрос, думая: я хочу жить лучше и надеюсь, что вскоре так и будет. Сейчас среди американцев силен дух «мы сможем» - вспомните об участии Клинта Иствуда (Clint Eastwood) в рекламе Кубка кубков или о гимне «Мы позаботимся о себе сами», исполненном Брюсом Спрингстином (Bruce Springsteen) на церемонии Грэмми, и вы поймете, о чем я говорю – но, кажется, в Белом Доме этого не понимают.
Больше полномочий правительства, больше неопределенности, больше раскола – это не есть формула успеха. Думаю, что истекшая неделя обозначила начало понимания этого нашим народом.