Российская власть - это репрессивная власть. Наглядным тому подтверждением служат многочисленные случаи вмешательства правоохранительных органов для подавления оппозиционных демонстраций против нарушений на парламентских выборах 4 декабря 2011 года и президентских выборах 4 марта 2012 года. Хотя репрессивный характер режима совершенно очевиден, ему удается держаться также благодаря способности привлекать новых людей и адаптировать оппозиционные идеи. Другими словами, власть использует не только кнут, но и пряник. Адаптация новых идей проходит без особых затруднений, поскольку у режима нет четкой идеологической позиции.
Способность включать в свой состав оппозиционные направления проявляется особенно четко в отношениях между государством и общественностью. С начала 2000-х годов Владимир Путин неоднократно проявлял намерение сотрудничать с гражданским обществом. Его администрация предложила целый ряд направленных на активистов инициатив: в 2000 году прозвучало предложение о начале диалога в рамках гражданских форумов, а в 2006 году был создана Общественная палата из представителей гражданского общества, задача которой состоит в составлении рекомендаций для властей. Кроме того, он приложил руку к формированию связанных с властью ассоциаций во всех областях гражданского движения. Множество «созданных правительством неправительственных организаций» обеспечивают связь между государством и гражданским обществом.
Хотя такие сформированные по инициативе государства институты зачастую вызывают презрение у независимых организаций, нужно отметить, что многие из работающих в них экспертов в 1990-х годах сотрудничали с иностранными организациями. Взаимодействие с властью позволяет им получить существенное финансирование и открывает перед ними профессиональные перспективы, которые больше не способна предложить международная помощь. Деятели этой сферы чувствуют, что работают на модернизацию своей страны, даже если поддерживают существующий режим исходя из личных и профессиональных интересов, а не политических убеждений.
В условиях прошедших после выборов протестов тенденция к адаптации оппозиционных идей также была заметна невооруженным взглядом. Власть и околоправительственные организации дали ответ по всем требованиям митингующих так, что создавалось впечатление, что оппозиционеры диктуют им план действий. Во время выборов 4 марта Общественная палата запустила собственную программу наблюдения за выборами. Она открыла горячую линию по сбору жалоб избирателей со всей страны. Целью этой инициативы было собрать альтернативную информацию помимо той, что предоставляют независимые наблюдатели. Опираясь на собственные сведения, Общественная палата систематически отметает обвинения независимой ассоциации «Голос», которая трубит об огромном числе нарушений на выборах. Кроме того, она предложила принять кодекс поведения наблюдателей, который бы соответствовал нормам ОБСЕ (непринадлежность ни к одной из политических партий, политическая беспристрастность и т.д.). Активисты «Голоса» восприняли эту инициативу как попытку создать препятствия для их работы.
Помимо адаптации идей и предложений оппозиционеров, необходимо упомянуть и о привлечении некоторых лидеров протестных движений. Во время состоявшихся вечером 4 марта теледебатов многие ораторы (депутаты местных собраний, в той или иной степени близкие к власти интеллектуалы) призвали к диалогу с оппозицией. Но с какой оппозицией? Сегодня в России она отличается огромным разнообразием и слабой структурированностью в политическом плане. Едва закончились выборы, как власть начала привлекать на свою сторону самых податливых представителей. Так, например, 5 марта Владимир Путин провел встречу со своими соперниками Владимиром Жириновским (лидер ЛДПР), Сергеем Мироновым (лидер «Справедливой России») и Михаилом Прохоровым (пока еще беспартийный миллиардер), чтобы обсудить итоги выборов и будущее страны. Прийти на встречу отказался только лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Путин предложил Прохорову место в будущем правительстве, что лишь укрепило сомнения в подлинной независимости этого либерального кандидата и стало очередным свидетельством умения будущего президента использовать оппозиционеров для укрепления собственного режима.
Адаптируя под себя требования протестующих, власть и правительство пытаются укрепить собственные позиции. Более того, такой стратегии они придерживаются с начала 2000-х годов. Как бы то ни было, нет гарантии, что этот метод продолжит работать и в будущем: в обществе все громче раздаются голоса с критикой лицемерия власти. Таким образом, будущее правительства Владимира Путина будет во многом зависеть от его способности продолжать эти адаптационные игры.