После неспокойного 2011 года Италия обрела некое подобие финансовой стабильности, когда к власти пришло правительство технократов во главе с премьер-министром Марио Монти. Правительство Монти быстро осуществило серию экономических реформ. Эти реформы вместе с покупкой Европейским Центробанком государственных облигаций временно вывели Италию из эпицентра европейского кризиса. Правительство также выиграло от той политической обстановки, в которой основные партии хотят сохранить существующее положение вещей. Тем не менее, многие экономические, социальные и политические проблемы Италии далеки от разрешения. Медленный экономический рост, большой государственный долг, масштабные уклонения от уплаты налогов и упорно сохраняющаяся незаконная деятельность подрывают шансы Италии на выход из нынешнего кризиса.
Условия внутри страны
Экономика
Назначение Монти на пост премьер-министра в ноябре 2011 года, а также интервенция ЕЦБ на внутреннем рынке гособлигаций ослабили напряженность финансовой ситуации в Италии. За первые сто дней пребывания у власти правительство Монти сумело получить примерно 30,4 миллиарда евро (около 40 миллиардов долларов) в виде новых налогов и за счет сокращения расходов. Это составляет 3,25% валового внутреннего продукта (ВВП) Италии. Правительство также провело либерализацию во многих отраслях экономики и пообещало осуществить трудовые реформы, призванные создать новые рабочие места. Ближайшие результаты мер Монти (и помощи ЕЦБ) были позитивными. Итальянские базовые проценты по займам в начале марта снизились примерно до 5 процентов с пикового ноябрьского значения в 8 процентов, а разница между ставками в сравнении с более безопасными немецкими казначейскими обязательствами снизилась до показателя менее чем в 3,2 процента (самый низкий с сентября) с рекордного значения в 5,5 процента.
Хотя "эффект Монти" улучшил положение Италии в краткосрочной перспективе, этого будет недостаточно для решения ее долгосрочных проблем. Главная трудность Италии состоит в том, что ее экономика растет просто недостаточно. Еще до финансового кризиса темпы роста итальянской экономики были одними из самых низких в Европе. С 2001 года страна пережила четыре рецессии, а ее ВВП в текущем году должен снизиться на 2,2 процента, о чем говорит прогноз МВФ. Без устойчивого роста Италии будет крайне трудно сократить свой государственный долг, который в настоящее время превышает 120 процентов ее ВВП. Чтобы снизить долговое бремя в следующем десятилетии, итальянская экономика должна расти со среднегодовыми темпами в 1 с лишним процент, сохраняя при этом профицит почти в 6 процентов. Но это маловероятно, ибо в период с 2001 по 2010 год среднегодовой рост в стране составлял 0,41 процента.
Перспективы долгосрочного роста сдерживаются демографическими показателями Италии. Двадцать процентов населения страны это люди старше 65 лет, и лишь 13,5 процентов моложе 14 лет. Это данные за 2010 год. А это означает, что в предстоящие десятилетия в Италии будет меньше людей, приходящих на рынок труда и получающих облагаемые налогами доходы, в то время как экономически менее активное население будет увеличиваться.
Италия это четвертый в мире заемщик, и ее суверенный долг составляет почти 2 триллиона евро (около 2,6 миллиарда долларов) (так в тексте – прим. перев.). Италия не защищена от ослабления экономического роста и от увеличения учетных ставок на рынке. Если эта страна утратит доступ к рынкам капитала, то даже совокупных средств из Европейского механизма стабильности и Европейского фонда финансовой стабильности будет недостаточно для ее спасения. Те 230 миллиардов евро, что остались в Европейском фонде финансовой стабильности, в совокупности с вступающим в действие в июле Европейским механизмом стабильности создадут потенциал финансирования всего на 500 миллиардов евро.
Страдает и банковский сектор Италии. В феврале Standard and Poor's поставила итальянской банковской системе негативную прогнозную оценку, предвидя устойчиво слабую доходность банков в предстоящие несколько лет, а также то обстоятельство, что доходы с поправкой на риск по основным банковским продуктам могут оказаться недостаточными для обслуживания банками привлеченного капитала. В том же месяце итальянский центробанк в своем докладе предупредил об опасности кредитных ограничений, поскольку кредиторы в Италии ужесточили свои требования как к корпоративным, так и к частным клиентам. Однако итальянский частный сектор несет довольно умеренную долговую нагрузку, составляющую 128 процентов ВВП, а задолженность физических лиц, составляющая 45 процентов ВВП, низка по сравнению с другими сопоставимыми с Италией странами. Кроме того, финансовое состояние семейных единиц в Италии примерно в два раза выше ВВП, что поддержит их кредитоспособность в случае финансовых трудностей.
Масштабы неофициальной экономики Италии создают другие проблемы. По данным исследования, проведенного в 2010 году итальянским профсоюзом, средства, зарабатываемые за счет незаконной занятости, соответствуют 10 процентам общенационального ВВП. Незаконные работники составляют до 13 процентов всего трудового населения на севере, 15 процентов в центре и 21 процент на юге Италии. Согласно оценкам Национального института статистики страны, неофициальная экономика стоит от 255 до 275 миллиардов евро, что составляет 16,3-17,5 процента ВВП. Лишь бегство от налогов дает сумму в 8 процентов ВВП.
Политика
За первые три месяца пребывания на посту Монти сумел провести целый ряд важных реформ, включая сокращение государственных расходов, меры экономической либерализации и реструктуризацию пенсионной системы. Эти реформы были неоднозначными, но их одобрили, ибо у двух главных политических партий Италии (правоцентристская Партия народной свободы и левоцентристская Демократическая партия) общие долгосрочные стратегические цели, и они хотят сохранить статус-кво. Эти партии хотят оставить у власти нынешнее технократическое правительство, пока не закончится срок его работы в начале или в середине 2013 года.
Партия народной свободы бывшего премьера Сильвио Берлускони и Демократическая партия во главе с Пьером Луиджи Берсани (Pier Luigi Bersani) теоретически и идеологически являются оппонентами, и обе они настроены против некоторых мер Монти. Например, ПНС открыто критикует правительственные планы либерализации, потому что они наносят вред экономическим интересам, которые важны для избирателей этой партии. С другой стороны, Демократическая партия резко критикует меры Монти по сокращению расходов, потому что они якобы означают уменьшение льгот работникам. Однако, когда пришло время голосовать по этим мерам в парламенте, обе партии поддержали правительство, и Монти удалось провести эти законы, получив поддержку значительного большинства.
Столь очевидное несоответствие между словами и делами партий является результатом их общих ближайших и долгосрочных целей. В краткосрочной перспективе ПНС и Демократическая партия хотят иметь технократическое, а не политическое правительство, а также выступают за вызывающие споры экономические реформы, которые нужны Италии для снижения финансовой нагрузки. Обеим партиям легче говорить, что они "приносят жертвы ради нации", если во главе стоит внепартийный лидер, на которого можно повесить всю общественную критику. На пользу идет и то, что нынешнее правительство довольно популярно и пользуется поддержкой двух третей населения Италии, о чем говорят многие опросы общественного мнения. Более того, один из недавних опросов показал, что если бы кабинет Монти создал политическую партию, она получила бы больше голосов, чем Партия народной свободы и Демократическая партия.
У этих партий также общая долгосрочная цель - внести изменения в избирательный закон с целью укрепления двухпартийной системы и ликвидации партий помельче. Последний избирательный закон, принятый при Берлускони в 2005 году, был нацелен на создание сильного правительства за счет предоставления дополнительных мест той партии, которая получает наибольшее количество голосов на всеобщих выборах. Сейчас ПНС и ДП хотят пойти еще дальше, уменьшив шансы маленьких партий на получение правительственных постов. Среди обсуждаемых этими партиями вопросов есть предложение Берлускони о повышении избирательного порога. Пусть партии и спорят по поводу технических деталей нового закона, но они согласны с тем, что надо вводить двухпартийную систему.
Внутренние трудности в рядах двух основных партий усиливают сложность общей политической атмосферы в Италии. ПНС, являющаяся главной силой в итальянском парламенте, находится в поисках своего места после отставки Берлускони. Партия разделилась на тех, кто до сих пор поддерживает Берлускони, и на тех, кто считает, что ей следует найти более молодого лидера. Есть также разногласия между сторонниками коалиции с Союзом центра и теми, кто хочет изменить традиционную связку ПНС с политической партией Лига Севера. Демократическая партия личностный кризис переживает в меньшей степени, поскольку выступавшие против руководства Берлускони кандидаты победили на последних первичных выборах. А Монти, тем временем, выгодна столь сложная и запутанная политическая ситуация. Пока у ПНС и ДП будет стремление сохранять работоспособность системы, технократическое правительство будет работать.
Общество
Главная социальная проблема Италии это рост безработицы, которая в январе достигла рекорда в 9,2 процента. Наиболее серьезная ситуация с занятостью среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет. В этой возрастной категории безработица достигла 31,1 процента. Однако последствия безработицы пока смягчаются двумя факторами: это семейная экономика и неофициальная экономика. В Италии семья выступает в качестве защитной оболочки для тех, кто теряет работу или получает маленькую зарплату. Итальянцы нередко возвращаются в родительский дом, потеряв работу. Жить семьей дешевле, чем в одиночку, и молодежь получает доступ к сбережениям и пенсиям родителей. Кроме того, в Италии весьма распространена такая практика, когда молодые люди соглашаются работать без регистрации факта приема на работу, пополняя ряды трудящихся неофициальной экономики. Действующие в стране нелегальные организации и компании также служат важным источником контактов в поисках как законной, так и незаконной работы.
Правительство намерено внести изменения в трудовой кодекс, считая это одним из путей решения проблем безработицы. Одна из наиболее спорных составляющих плана реформ это поиск более дешевых путей для компаний по увольнению своих сотрудников. Самый крупный профсоюз Италии, носящий название Всеобщая итальянская конфедерация труда, пообещал отстаивать вызывающую споры статью 18 трудового законодательства, которая была принята в 1970 году. Она обязывает фирмы, имеющие более 15 сотрудников, восстанавливать в должности сотрудников, которые были уволены незаконно, причем с полной выплатой потерянной зарплаты. Хотя правительство Монти и провело встречи со всеми профсоюзными лидерами, оно заявило, что намерено осуществить реформы даже без их поддержки.
Реформа в сфере труда это самая важная социальная и политическая проблема, с которой итальянское правительство столкнется во втором квартале 2012 года. Это даст возможность правительству и профсоюзам померяться силами и влиянием. Во второй половине года самой серьезной проблемой для Монти станет повышение занятости и демонстрация результативности реформы.
Сравнение с Грецией
Экономическая и политическая ситуация в Италии и Греции в конце 2011 года была аналогичная, и это вызвало серьезные сомнения в будущем обеих стран. В Италии правительство Берлускони было парализовано из снижения поддержки парламенту. Каждое политическое решение сопровождалось неопределенностью в отношении того, когда падет правительство. В Греции тогдашнему премьер-министру Георгиосу Папандреу пришлось преодолевать внутреннее давление, недовольство правительством и усиление волнений в обществе. Его идея о проведении референдума по вопросу оказания помощи стране лишь еще больше разозлила политические силы Брюсселя и Греции. Давление рынка на Италию и Грецию росло вместе с политической нестабильностью. Кроме того, в обеих странах действующие правительства были сменены технократическими администрациями. Совершенно аполитичный кабинет Монти и правительство Пападемоса стали главными политическими силами в парламентах.
В значительной мере сходство между Италией и Грецией на этом заканчивается. В Греции правительство Пападемоса продолжало сталкиваться с общественным недовольством и с давлением рынка в условиях нестабильной политической обстановки. А вот Монти удалось успокоить политическую и финансовую ситуацию в Италии. Более того, Монти сумел утвердить меры строгой экономии без особой политической и социальной напряженности, получив поддержку основных партий. Однако в Греции введение режима строгой экономии сопровождалось бурными протестами, а Новая демократическая партия (один из основных членов правящей коалиции) потребовала провести досрочные выборы. Такие различия появились в основном из-за того, что Греция жила в режиме строгой экономии и обстановке социальной напряженности дольше, чем Италия, и сталкивалась с давлением со стороны тройки в лице Еврокомиссии, МВФ и ЕЦБ на протяжении полутора лет с лишним.
В целом политическая, экономическая и социальная ситуация в Италии намного устойчивее, чем в Греции. Отчасти это объясняется тем, что Италия гораздо богаче, а ее экономика больше объединена с Европой, чем экономика Греции. Безработица в Италии менее серьезна, а ее экономика сокращается медленнее греческой. И наконец, размеры итальянской экономики и опасность итальянского дефолта для остальной Европы говорят о том, что ЕС будет оказывать Риму больше политической поддержки, нежели Афинам.
Заглядывая вперед
В ближайшей перспективе финансовая и политическая ситуация в Италии будет стабильной. Правительство Монти почти наверняка доживет до начала или середины 2013 года. Политическая стабильность в Риме и интервенция ЕЦБ позволять сохранить доходность итальянских облигаций в ближайшем будущем на устойчивой отметке.
Однако во второй половине 2012 года политическая напряженность может усилиться, поскольку сроки выборов будут приближаться, а политические партии начнут формировать свои избирательные стратегии. Основные партии, поддерживающие пока правительство, почувствуют необходимость как-то видоизмениться и установить отличия между собой и правительством (и другими партиями) в преддверии выборов. В этом смысле вполне вероятно, что реформаторский импульс силы Монти во второй половине года ослабнет.
Реформа трудового законодательства и рост безработицы во второй половине года могут вызвать забастовки и протесты. Эти протесты вряд ли приведут к досрочной отставке правительства Монти, однако его популярность к концу года скорее всего понизится.
В Италии экономическая нестабильность это в значительной мере следствие нестабильности политической. Поэтому, хотя нынешнее политическое спокойствие принесло с собой определенное облегчение, долговременные проблемы страны остаются нерешенными, а финансовая нестабильность вполне может возникнуть снова после того, как политическая жизнь в Италии вернется в нормальное состояние.