Тысячи христиан и видных представителей египетской общественности заполнили собор Святого Марка в Каире и близлежащие улицы во время похорон духовного лидера египетской коптской христианской общины патриарха Шенуды III во вторник 20 марта.
Шенуда скончался 17 марта в возрасте 88 лет. Более сорока лет он возглавлял крупнейшую христианскую общину Ближнего Востока. Он был неоднозначным и консервативным лидером, поддерживал строгую политику церкви против разводов и с самого начала пытался не допустить христианскую молодежь к участию в событиях на площади Тахрир во время прошлогоднего народного восстания.
И тем не менее, он пользовался широкой народной поддержкой, и его смерть пришлась на критический период для египетского коптского меньшинства, которое составляет 5-10% от 85-миллионного населения страны. В течение прошлого года среди египетских христиан нарастало недовольство, после того как народный бунт сверг президента Хосни Мубарака и привел к власти новое правительство под руководством исламистов. Мубарак почти ничего не делал для искоренения дискриминации коптов или растущей межрелигиозной напряженности. Однако случаи межрелигиозных столкновений – обычно из-за обращений в другую веру, межрелигиозных любовных отношений и строительства церквей – резко участились после восстания, что было вызвано отчасти ростом активности экстремистских исламистских группировок и вакуумом в сфере безопасности, после ухода силовиков Мубарака.
В октябре военное подавление протеста христиан привело к гибели 25 демонстрантов и подняло волну недовольства среди коптов, также прозвучали обвинения в том, что военные лидеры страны не просто потакают межрелигиозным конфликтам, но и сами в них участвуют. В январе в деревне Шарбат толпы мусульман вынудили покинуть селение несколько десятков жителей-христиан. Они были возмущены якобы имевшими место отношениями между христианином и мусульманкой. Египетская полиция и силы безопасности не стали вмешиваться.
«Мы очень обеспокоены», - говорит безработный каирский инженер Марк Мор’ос, пришедший на похороны патриарха. «Без него наше будущее туманно. Мы вступаем в неизвестность». «С коптами долгое время обращались как с детьми, - говорит он, - мы не можем построить церковь, не получив разрешения, а если мы ее строим, они могут ее сжечь или прийти с ножами отрезать нам уши».
«Когда Мубарак был президентом, мы хотя бы знали, кто олицетворяет зло, - добавляет он. - Теперь мы не знаем, кто будет президентом, но мы хотим, чтобы у нас был патриарх, который бы пришел к президенту и сказал ему: нет, этого [насилия на религиозной почве] происходить не должно!»
Первые пост-мубараковские президентские выборы в Египте назначены на июнь, и три самых популярных кандидата – исламисты. Один из них представляет экстремистов-салафитов, которых копты винят в недавнем насилии. Некоторые христиане предрекают, что их вынудят массово бежать из страны, как это случилось с их единоверцами в Ираке, если межрелигиозный кризис усилится или исламистское правительство будет придерживаться более строгого толкования исламского закона.
Обратив внимание на растущее недовольство христиан, лидеры «Братьев-мусульман», которые доминируют в новом парламенте страны, присоединились коптским священникам, известным актерам, политикам, офицерам и представителям иностранных государств для участия в похоронах во вторник. «Братья-мусульмане» и другие видные исламские деятели выразили свои соболезнования, а глава правящей хунты объявил общегосударственный траур.
Двумя днями ранее христиане стеклись к собору, чтобы проститься с патриархом – его тело в полном облачении было помещено в храме. Скорбящих собралось так много, что в воскресенье в давке погибли три человека, - об этом сообщили правительственные чиновники. Многие верующие во время похорон безудержно рыдали. Когда церковные служители по окончании службы пытались вынести тело из собора, сотни скорбящих ринулись к нему, чтобы прикоснуться, и несколько раз чуть не опрокинули гроб.
Избрание нового патриарха может занять месяцы. Совет церковных иерархов и видных представителей коптской общины соберется, чтобы определить достойного кандидата. В прошлом патриарха избирали так: влиятельные христиане и видные иерархи сужали круг возможных кандидатов до трех, затем их имена писали на отдельных листочках бумаги, и ребенок наугад выбирал одного из трех. Подходящие кандидаты должны быть египтянами по рождению, не моложе 50 лет, и иметь 15-летний опыт монашеской жизни. Обычно решение подписывает глава правительства – в данном случае, глава египетской правящей хунты.
Христиане Египта будут с нетерпением ждать избрания нового духовного лидера. «Патриарх защищал наши права, и он был единственным, кто пришел к военному совету требовать прекратить убивать наших детей. – Говорит Мерват Мор’ос, скорбящая по патриарху домохозяйка из бедного каирского квартала Имбаба, в котором произошли самые жестокие межрелигиозные столкновения. – Новый патриарх должен знать, что он тоже должен защищать нас от экстремистов».