По словам министра внутренних дел Франции Клода Геана (Claude Guéant), главный подозреваемый по делу об убийствах в Тулузе и Монтобане Мохаммед Мера (Mohammed Merah), утверждавший, что является членом «Аль-Каиды», в прошлом побывал в Пакистане и Афганистане.
Центральное управление внутренней разведки (DCRI) взяло на заметку его «радикализацию (…) в салафитской группе». Как сообщил директор Афганской тюрьмы в Кандагаре Гулам Фарук, в декабре 2007 года Мохаммеда Мера приговорили к трехлетнему заключению за то, что тот заложил взрывные устройства на юге Афганистана. В июне 2008 года ему удалось совершить побег, после того как на тюрьму напали талибы.
Другими словами, этот французский террорист прошел подготовку в Афганистане и Пакистане? Хотя французских радикалов всегда было очень немного, они уже давно появляются в Афганистане и Пакистане. После терактов 11 сентября среди захваченных во время бегства в Пакистан боевиков, оказались и несколько молодых французов, которые сражались бок о бок с талибами.
Читайте также: "Аль-Каида" - привлекательный бренд для радикалов
Способы вербовки
Накануне Рождества 2001 года в снегах на границе Пакистана и Афганистана было найдено безжизненное тело Эрве Джамеля Луазо (Hervé Djamel Loiseau). В марте 2000 года он пробрался в Афганистан через пакистанский Лахор вместе с Брахимом Яделем (Brahim Yadel), которого задержали в Пакистане и переправили в США. Мурада Беншеллали (Mourad Benchellali), который поведал свою историю в книге «Путешествие в ад» (Voyage vers l’enfer), постигла та же судьба, что и Яделя.
Большинство французских радикалов родом из стран Магриба, однако перешедшие в ислам коренные французы также сражались в Афганистане и отправлялись на подготовку в Пакистан. Так, на пропагандистской кассете, которая была снята в племенных районах Пакистана и выпущена в 2006 году информационный отделением «Аль-Каиды» «Ас-Сахаб», молодой француз со скрытым под маской лицом призывает французских мусульман к джихаду и произносит пламенную речь против Запада.
Все эти молодые люди попадают в джихад разными путями. Немалую роль в наборе новобранцев играют радикальные интернет-сайты, которые на разный лад расписывают «зверства» против мусульман.
Читайте также: Мохаммед Мера - вежливый сосед, забракованный французской армией
Мечети также служат прекрасным местом встреч для привлечения эмоциональных и необразованных молодых людей, которые не удовлетворены собственной жизнью. Пропаганду может вести как сам имам во время пламенных проповедей, так и те, кто уже прошел подготовку в Афганистане и Пакистане и, значит, окружен особым ореолом престижа.
Нечто подобное, по всей видимости, сегодня происходит также в культурных, спортивных и прочих ассоциациях, которые не имеют прямой связи с мечетями. Идеологическая обработка ведется преимущественно в Европе, а не Пакистане и Афганистане, что не в последнюю очередь объясняется языковыми барьерами.
Путь в Пакистан
Молодых французов вербуют в пакистанских медресе, однако последние несколько лет направляющиеся туда иностранцы находятся под пристальным наблюдением. В этой связи пополнения в ту небольшую группу французов, что ведет сегодня джихад на территории Пакистана, приходят уже не отсюда.
Как только «жертва» попадает на крючок, вербовщик определяет самый легкий путь для беспрепятственного проникновения в Пакистан. Несколько лет назад многие молодые люди направлялись туда через Лондон, а затем и другие страны-посредники, например, Турцию и Германию. Сегодня же большинство напрямую вылетают в Пакистан по настоящим или поддельным визам.
Далее они приземляются в одном из четырех международных аэропортов: Карачи, Исламабаде, Лахоре и Пешаваре. Обычно их сразу берут на заметку и держат под наблюдением французские спецслужбы. По крайней мере, когда они вылетают из страны.
Читайте также: Неизвестный расстрелял еврейских школьников во Франции
Еще один, более незаметный путь проходит через Иран: радикалы используют в обратном направлении маршрут нелегальных мигрантов, которые ищут счастья в Европе. На каждом отрезке пути будущих воинов Аллаха направляют посредники, которые сменяют друг друга раз в сутки или несколько дней.
В Пакистане новобранцев (за последние два года их число сократилось) берут под крыло члены местных радикальных групп, которые владеют определенной инфраструктурой в основных пакистанских городах.
Они уже в свою очередь выходят на связь с руководством тренировочных лагерей, которые всегда встречают новичков крайне подозрительно. По оценкам спецслужб, за последние несколько лет на территории Пакистана находились всего около десяти французских радикалов.