Сержень-Юрт, Чечня – 15-летней Седе Махагиевой пришлось побороться за право носить хиджаб, платок, который, по мнению некоторых мусульман, должны носить женщины и девушки.
«Сначала семья не позволяла мне его носить», - сказала эта изящная чеченская девушка, повязывая вокруг головы и шеи платок пастельных тонов, скрывающий каждую прядь ее длинных каштановых волос.
«Они сказали, что я слишком молода для него. Моя мать била меня и сестру, но мне было все равно: я мусульманка, я обязана носить его».
Половина девочек в девятом классе, где учится Седа, в чеченском селе Сержень-Юрт, расположенном недалеко от Грозного, теперь носит хиджаб, что очень отличается от местных традиций. Раньше в Чечне замужние женщины покрывали головы маленьким треугольным платком, символизирующим уважение и скромность.
Но эти девушки стали частью новой тенденции, появившейся в республике, в которой за последние 20 лет прошли две войны и выросла приверженность к традициям мусульман-фундаменталистов. Некоторые мусульмане борются с этим.
«Я не хотела, чтобы они носили хиджаб. Я спорила, кричала и даже била их», - говорит Роза Махагиева, 45-летняя мать Седы, чьи три дочери одеваются в свободные и скромные одеяния. «Мой муж был против меня. Он сказал: «Если ты не позволишь им это носить, я заставлю тебя это надеть».
Несмотря на то, что ислам впервые появился на Северном Кавказе около 500 лет назад, практиковать его стало сложно в десятилетия религиозных репрессий при коммунистическом режиме . Сейчас в мечетях каждый день полно молящихся, а хиджабы становятся все более популярными.
Многие чеченцы приветствуют возрождение ислама после почти двух десятилетий жестокой войны против российских войск, в которой погибли примерно 200 тысяч чеченцев. Для молодых чеченцев ислам становится краеугольным камнем идентичности, замещающим ужасы того, что они пережили, будучи беженцами, живя в палатках и брошенных магазинах в соседних республиках, Дагестане и Ингушетии.
«Это поколение потеряло свое детство в войне», - считает имам Ясраэль Аюбов из Сержень-Юрта, в котором проживает около пяти тысяч жителей и есть пять мечетей. «Их образование было прервано, и они буквально за одну ночь повзрослели. Тем не менее, когда речь идет об исламе, молодежь гораздо лучше образована и старательна, чем предыдущее поколение». С момента своего назначения Кремлем в 2007 году чеченский лидер 35-летний Рамзан Кадыров агрессивно пытается представить Чечню как новый многообещающий мусульманский регион в России. Его правительство ведет агрессивную кампанию по продвижению ислама и укреплению чеченских традиций.
Везде в республике появились десятки мечетей и исламских организаций, в то время как телеканалы увеличивают количество программ, которые посвящены чеченской исламской идентичности.
«Чечня сейчас активно позиционирует себя не только как относительно автономная часть России, но и как мусульманский центр», - заявил российский аналитик Николай Петров из Московского Карнеги-центра.
Несмотря на предписанное российским законом разделение церкви и государства, чеченские школы теперь обязаны продвигать ислам. Почти в каждой школе есть комнаты для молитв, а также жесткие правила формы одежды, которые вынуждают всех школьниц покрывать головы в учебных заведениях. Многие не приветствуют это распоряжение.
«Я не понимаю его смысл. Ничего не меняется, если ты покрываешь голову в школе», - считает 14-летняя Хадижад Баршигова, которой нравится слушать поп-музыку и смотреть американские комедии.
Процесс исламизации изначально был добровольным. Женщины, носившие платок на голове, поощрялись подарками. Теперь все женщины и девушки, вне зависимости от религии, должны соблюдать исламские нормы одежды в государственных школах и зданиях, покрывая голову, нося одежду с длинными рукавами и юбки ниже колена. Те, которые не соблюдают эти нормы, оказываются объектами преследования.
В прошлом году организация Human Rights Watch опубликовала отчет, в котором сообщается о резком росте числа нападений на женщин с непокрытой головой. Женщины сообщали о том, что подвергались нападками, некоторые - даже атакам физического характера за несоблюдение исламских норм одежды.
В настоящее время алкоголь почти запрещен, и власти приветствуют многоженство. Разделенные по половому признаку парикмахерские и спортивные залы становятся нормой. Многие мусульмане здесь протестуют против того, что они называют неправильным прочтением исламских законов.
«Не все хорошо отреагировали», - заявила 20-летняя учительница Малика Тарамова. «Существуют слухи, что всем учителям теперь придется носить хиджаб. Мои родители сказали, что заставят меня уйти с работы, если это случится».
В спортзале школы, где учится Седа, группа мальчиков играет в баскетбол, пока четыре девочки в длинных юбках и с покрытыми головами безучастно смотрят на них с боковой линии. «Девочки, не стойте там просто так», - кричит Ваха Джамарзаев, учитель физкультуры. «Давайте, давайте».
Седа и три другие девочки хихикают, пропуская очередной урок физкультуры, чтобы посплетничать. «Учить их становится все сложнее», - сказал Джамарзаев. «Девочки не хотят носить спортивные костюмы, находясь рядом с мальчиками, потому что в них они чувствуют себя некомфортно. Такого раньше не было».
В школьной столовой девочки обсуждают мальчиков и ислам. У некоторых есть амбиции поступить в университет или построить карьеру. Тем не менее, все они встречаются с мальчиками, которые являются «истинными» мусульманами.
«Мы тайно встречаемся», - тихо сообщила 15-летняя Хеди Кончиева. «Нам нравятся мальчики, но мы следуем правилам ислама. Аллах отблагодарит нас в следующей жизни».