Стремящиеся к большей экологичности архитекторы собираются строить по всему миру высотные здания, в которых дерево заменит цемент и сталь.
Архитектор Майкл Грин (Michael Green) планирует строительство 30-этажного деревянного небоскреба в Ванкувере. Кроме того, существуют планы по строительству в Норвегии и Австрии двух зданий – в 17 и 20 этажей, в которых основным строительным материалом вместо стали и бетона будет служить дерево.
«Мы считаем, что не обязательно ограничиваться 30 этажами, - пишет Грин. - Мы перестали обращать внимание на дерево примерно 100 лет назад, когда восторжествовали бетон и сталь. Сейчас мы думаем о новой системе с масштабным использованием дерева».
По словам Грина, современные древесные строительные материалы существуют уже около 20 лет, однако до сих пор их использование было нишевым или затрагивало только малоэтажное строительство. Однако сейчас архитекторы и строители начинают смотреть на использование дерева по-другому.
«Все изменилось, когда мы стали задумываться об изменениях климата. Сталь и бетон это прекрасно, однако не слишком полезно для экологии», - говорит Грин.
Рубить деревья для строительства, на первый взгляд, также не кажется образцом экологического мышления, но, если источником древесины будут служить грамотно управляемые леса (например, европейские или североамериканские), это может минимизировать ущерб для экологии.
Деревянные строения не выбрасывают в атмосферу двуокись углерода до конца своего жизненного цикла, в то время как производство стали и бетона приводит к выбросам большого количества CO2 – по оценке Международного энергетического агентства, при изготовлении 10 килограммов цемента производятся также от шести до девяти килограммов CO2.
Предлагаемая Грином конструкция использует большие ламинированные стружечные плиты – материал, склеенный из длинных стружек. Другие массовые древесные стройматериалы состоят из слоев древесины, волокна в которых идут перпендикулярно, что делает материал крайне прочным и вполне пригодным для несущих конструкций, стен и полов.
Хотя речь идет о деревянных домах, по мнению Грина, не стоит опасаться, что при пожаре такая башня превратится в пылающий ад, так как крупные лесоматериалы хорошо переносят огонь – слой угля предохраняет собой структурную основу.
«Это может звучать странно, но большим кускам дерева присуща способность переносить огонь. Именно поэтому в лесных пожарах выживают самые большие деревья», - говорит он.
В настоящий момент одно из самых высоких современных деревянных знаний стоит в Лондоне, на улице Мюррей-гроув и называется Stadthaus. Это девятиэтажный жилой дом высотой чуть ниже 30 метров. Даже шахты лифтов и лестничные пролеты в нем сделаны из дерева.
«Здание ниже 30 метров, так как иначе по британским законам пришлось бы устанавливать спринклеры, и вообще в дело вступали бы другие нормы», - поясняет Крейг Лидделл (Craig Liddell), коммерческий директор компании KLH UK, разрабатывавшей перекрестно-клееные древесные материалы для строительства.
По мнению Лидделла, 15-этажный дом без использования других материалов – таких, как сталь – построить вполне можно. Он считает, что высоких деревянных зданий нет из-за строительных норм, «а в последнее время строительству мешает еще и экономический спад».
Перекрестно-клееные древесные материалы, использованные для строительства Stadthaus, считаются воздухонепроницаемыми, что делает этот дом одним из самых энергоэффективных зданий Лондона. К тому же, будучи конструкцией из готовых элементов, он требовал меньше времени для строительства и был дешевле, чем обычное здание из стали и бетона, утверждает Лидделл.
Однако экология – экологией, а в конечном итоге в строительстве главное – это итоговая строка баланса.
«Чтобы идея высоких деревянных зданий стала реальной, нужно, чтобы она была рентабельной», - полагает Грин.
«Мы можем доказать, что деревянные строения стоят столько же, сколько остальные, или дешевле».
Кроме того, Грин считает, что вопрос стоит также о масштабе мышления.
«В сущности, сейчас та стадия, на которой мы можем продемонстрировать новые возможности – что-то вроде времен Эйфелевой башни. Она была построена, когда никто не осуществлял высотные проекты и не понимал, зачем они нужны. Однако она показала, что теперь стало возможным и – что не менее важно – раздвинула границы воображения».