Шокирующая новость о том, что казначей Консервативной партии продавал за 250 тысяч фунтов возможность встретиться с премьер-министром и министром финансов Британии, подчеркивает необходимость срочных реформ, которые помогут навести порядок в области финансирования британских политических партий.
В последнее время происходит слишком много скандалов, показывающих, что деньги могут купить влияние в парламенте. Предполагаемая готовность г-на Краддаса торговать доступом к премьер-министру может дополнительно усилить растущие опасения общества по поводу коррупции в британской политике. Доклад, опубликованный в прошлом году британским отделением Transparency International, показывает, что британское общество считает политические партии самым коррумпированным из ключевых секторов общественной жизни Британии.
Это демонстрирует плачевное состояние британской политической системы и стандартов общественной жизни. С каждым новым скандалом будет усиливаться опасность того, что Британию станут чаще воспринимать как страну, в которой богатые могут получать несправедливый доступ к людям, формирующим политику и законодательство, в то время как бедные все сильнее вытесняются на обочину и лишаются голоса.
Читайте также: Скандал в Британии из-за «продажи доступа к премьеру»
Британское отделение Transparency International впервые подробно сообщило об уязвимости действующей системы финансирования политических партий для коррупции в своем докладе от 2006 года, и многие из наших рекомендаций до сих пор актуальны, показывая, что за это время сделано было немногое.
Хотя принятые за последние 12 лет законы сделали финансирование политических партий более прозрачным, в Британии – в отличие от многих других крупных промышленных демократий – нет верхней планки пожертвований политическим партиям. Это заставляет опасаться, что кучка богатых лиц или организаций может покупать влияние или положение, делая крупные пожертвования. Действительно, 250 миллионов фунтов из 423 миллионов, пожертвованных политическим партиям за период с 2001 по 2010 год, - это результат пожертвования частными лицами, компаниями или профсоюзами сумм, превышающих 100 тысяч фунтов. Все три политические партии включили в свои предвыборные манифесты планы реформы. Настало время исполнить эти обещания.
Доступ к правительственным чиновникам не должен продаваться тому, кто больше заплатит. Если бы существовала верхняя планка для пожертвований политическим партиям на уровне, скажем, 10 тысяч фунтов в год, подобные скандалы не повторялись бы с тревожащей частотой.
Также по теме: Британские правозащитники возмущены визитом узбекского диктатора
Парламенту также необходимо срочно принять законодательство об обязательной регистрации лоббистской деятельности. Общество должно знать, кто что где лоббирует и сколько за это платит. Коалиционное правительство уже предприняло некоторые шаги в правильном направлении. Оно изменило правила для министров, потребовав их объявлять обо всех встречах с лоббистами и запретив бывшим министрам заниматься лоббистской деятельностью в течение двух лет после отставки. Однако этого мало. Например, по действующим правилам, Краддас не должен был никого оповещать о своей встрече.
Секретариат Кабинета министров недавно начал обсуждать возможность создать открытый реестр лоббистов. Однако его предложения слишком узко определяют термин «лоббист» - как того, кто занимается лоббистской деятельностью в интересах третьей стороны. Таким образом, новые правила не будут относиться к внутрикорпоративным лоббистским структурам. К тому же, предполагается, что министры не должны будут оповещать общество о встречах с лоббистами, с которыми они дружат. Между тем существуй у нас полноценный реестр лоббистов с обязательной регистрацией, такие встречи, как та, которую организовала Sunday Times, проходили бы под запись, что снижало бы риск коррупции.
Если срочно не провести эти реформы, доверие общества к политикам будет продолжать подрываться. Сколько нам еще нужно скандалов, чтобы политический истеблишмент понял, что необходимость реформ нельзя больше игнорировать?
Чанду Кришнан – исполнительный директор британского отделения Transparency International.