В один из выходных дней февраля 2012 года, в резиденции главы узбекского государства в центре столицы - Ташкенте, которая среди местных жителей известна под именем «Шелковичная», состоялась встреча, которой, возможно, в скором будущем суждено стать судьбоносной для этой центральноазиатской республики.
Из источников близких к окружению дочери узбекского лидера - Гульнары Каримовой, стало известно, что в резиденции «Шелковичная» она провела встречу с первым вице-премьером Рустамом Азимовым. Стоит особо отметить, что данная встреча не афишировалась даже среди близких. Тем не менее, имеются некоторые предположения относительно тематики указанных «сепаратных» переговоров.
По данным источников, речь шла о механизмах прихода к власти ... Рустама Азимова, и назначения Гульнары Каримовой премьер-министром Узбекистана. Для того, чтобы революция не была «голодной», заговорщики обсудили пути финансирования передела власти. В этих целях предусматривается реализация ряда крупных финансовых сделок, в т.ч. в нефтегазовой отрасли, в сфере электроэнергетики, а также продажа зарубежным инвесторам нескольких крупных объектов недвижимости - отелей, бизнес-центров и др. Вырученные средства пойдут на финансирование лоббистских групп, подкуп западных политических кругов и представителей российской политической и бизнес элиты.
И Гульнара Каримова и Рустам Азимов прекрасно понимают, что технологии государственных переворотов, разработанные в XX веке, позволяют успешно осуществить захват власти практически в любой стране мира, с любыми формами правления и государственного устройства. В Узбекистане в особенности.
Роль заговора как инструмента политики наиболее значительна в тоталитарных и авторитарных социально-политических системах, в которых вопросы власти и управления сконцентрированы среди узкой политической элиты и решаются в рамках не столько правового, сколько межличностного взаимодействия. В таких системах особое значение приобретают характер личных взаимоотношений между членами элиты, их личные амбиции и усилия по достижению власти. Рустам Азимов выглядит «темной лошадкой», но, по мнению российских политологов, именно он имеет реальные шансы стать следующим узбекским лидером. И хотя амбиции Гульнары Каримовой чрезвычайно высоки, вероятно, она понимает, что не пользуется поддержкой ни населения республики, ни Запада, не России.
В российской истории, почти 40-летний период после смерти Петра I назвали «временем дворцовых переворотов». Основной причиной этих событий являлось то, что Петр I не назначил после себя наследника престола. Это позволило многочисленным дворцовым «группировкам» бороться за власть. После смерти Петра на трон претендовало большое количество как прямых, так и косвенных наследников.
Подобная ситуация складывается и в Узбекистане. Престарелый Ислам Каримов полагает, что все еще контролирует страну, но большинство аналитиков уже сомневаются в адекватности его политики. Век Каримова недолог, и хотя в настоящее время назрела чрезвычайная необходимость определиться с преемником, делать это узбекский лидер не спешит. Более того, зная его характер, усиленный особенностями старости, эксперты уверены, что Каримов даже в мыслях не может допустить, что власть в стране может принадлежать еще кому-то, кроме него. Даже если речь идет о его родственниках. Данное обстоятельство заставляет Гульнару Каримову, несмотря на имеющиеся разногласия, искать точки соприкосновения с Рустамом Азимовым, чтобы при неблагоприятном для нее исходе не остаться на политической обочине, следовательно и на финансовой.
В этом контексте также необходимо учесть, что в последнее время некоторый «вес» набирает ее самая принципиальная соперница – родная сестра Лола Каримова. Политическим коньком младшей дочери Каримова, как ни странно, может стать связь с организованным преступным сообществом через своего супруга - Тимура Тилляева, одного из ближайших помощников узбекского криминального авторитета - Салима Абдувалиева. Как известно, вся узбекская бизнес элита, которая в последнее время несколько поистрепалась в результате недавних государственных репрессий, практически целиком связана с теневой экономикой.
Таким образом, будущая судьба семьи Каримова не определенна. Его родственники стали заложниками его гипертрофированных амбиций и жестокости. И если даже на узбекской «шахматной доске» ферзем предстоит стать Рустаму Азимову, перспективы Гульнары Каримовой, тем не менее, останутся туманными. Азимов - «прозападник», он пользуется благосклонностью США. Американская администрация может потребовать «ее крови». Тогда она лишится всего.
В целом история показывает, что даже удачный государственный, переворот, как правило, чреват долгосрочными негативными последствиями для всего общества, является искусственной попыткой обогнать или замедлить эволюционное развитие страны и зачастую приводит к человеческим жертвам и репрессиям, а также бойкоту со стороны мирового сообщества. Как ни крути, шансы у заинтересованных лиц не велики.