Так называемые страны группы БРИКС – Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка – быстрыми темпами увеличивают масштабы своей поддержки иностранных государств в то время, когда бюджеты иностранной помощи традиционных доноров заморожены.
Вот уже на протяжении более полувека западные доноры занимают господствующее положение в области предоставления иностранной помощи. Такие богатые страны как Соединенные Штаты, Канада, Великобритания и Япония направляют ресурсы, технические знания, человеческий капитал и идеи для того, чтобы оказать помощь в экономическом развитии странам Африки, Латинской Америки и Азии.
Однако в течение второй половины последнего десятилетия традиционный поток денежных средств стал драматическим образом менять свое направление, и как раз об этом говорится в опубликованном сегодня докладе международной некоммерческой организации Global Health Strategies. Так называемые страны БРИКС – Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка - быстрыми темпами увеличивают масштабы своей поддержки иностранных государств в то время, когда бюджеты иностранной помощи традиционных доноров заморожены.
Традиционные доноры по-прежнему значительно опережают своих коллег из группы БРИКС по объемам предоставляемой помощи. Но роль стран БРИКС увеличивается, и они намерены не только переформатировать бюджеты, но и изменить саму философию иностранной помощи. В прошлом концепции предоставления помощи часто задумывались и разрабатывались в западных столицах, тогда как страны БРИКС сосредоточили свое внимание на подходах и инициативах разработанных в странах глобального Юга и предназначенных непосредственно для них.
«Вместо того, чтобы рассматривать (эти страны) просто как получателей помощи, они, скорее, относятся к ним как к партнерам», - отмечает преподаватель Кембриджского университета и один из авторов доклада Сридхар Венкатапурам (Sridhar Venkatapuram).
Конечно, как и традиционные доноры, страны БРИКС также выкладывают на стол свой багаж. Помощь все больше согласуется с геополитическими интересами, и она направляется в те места, которые связаны с внутренними экономиками и приоритетами соответствующих государств. Однако страны Запада давно уже обладают монопольным положением в области использования помощи в собственных интересах. И совершенно естественно, что восходящие державы включаются в эту игру.
Двузначный рост объемов помощи
С 2005 года по 2010 год Бразилия и Индия увеличили размеры предоставляемой ими иностранной помощи более чем на 20%. Китай и Южная Африка теперь тратят на эти цели на 10% больше средств. Россия, увеличившая размеры своей помощи в начале нынешнего десятилетия, расходует теперь около 500 миллионов долларов в год на предоставление помощи в целях развития за границей.
В тот же период бюджет иностранной помощи Соединенных Штатов вырос всего на 1,6%. Объемы помощи Великобритании, Франции и Германии увеличивались менее чем не 5% в год. Дли координации своих растущих программ в этой области Индия предлагает объединить усилия и создать Банк развития БРИКС (BRICS Development Bank) – аналог Всемирного банка, в котором на протяжении долгого времени доминирующее положение занимают западные страны. Это предложение будет сделано на саммите стран БРИКС, который будет проходить в Нью-Дели с 28 по 29 марта.
Один из самых многообещающих аспектов увеличивающейся иностранной помощи стран БРИКС состоит в том, что они обладают опытом решения подобных проблем у себя дома, считают авторы доклада. Вызовы в области общественного здравоохранения продолжают быть актуальными в больших масштабах во всех этих пяти странах, но, вместе с тем, у них также много примеров успешного решения этих проблем.
«(Общий) опыт в определенной мере ставит страны БРИКС и получателей помощи на одну сторону, когда речь идет о противостоянии вызовам, - считает доктор Венкатапурам. – Уроки и накопленные знания в распоряжении равного партнера потенциально могут быть более значимыми и более эффективными».
Индия берет уроки работы за границей
Возьмем, к примеру, Индию, которая в феврале 2012 года добилась полного искоренения полиомиелита, и это произошло спустя всего три года после того, как в этой стране было зафиксировано больше всего случаев заболеваний в мире. Успех был обеспечен мерами, принятыми внутри страны: правительство в течение десяти лет выделило 1,49 миллиарда долларов на проведение прививок, а также на создания местной инфраструктуры, необходимой для борьбы с этим заболеванием. Теперь индийцы намерены использовать накопленный опыт в других местах. В течение последних трех лет Индия потратила 100 миллионов долларов на проекты в области здравоохранения за рубежом, и основное внимание при этом было уделено созданию местных медицинских учреждений и передаче опыта.
Бразилия располагает похожим опытом в области борьбы со вирусом иммунодефицита (ВИЧ), и именно в этой области эта страна инвестировала значительные средства как у себя дома, так и за границей. В 1996 году правительство Бразилии обещало предоставить антиретровирусное лечение (АРВ) всем пациентам, страдающим от СПИДа.
«В то время, когда Бразилия сделала это обещание, многие политики в мире сомневались в возможности предоставления всему населению антиретровирусного лечения в развивающейся стране с ограниченными ресурсами, - отмечается в этом докладе. – Успех Бразилии перевернул существовавшие представления, и этой программой можно по праву гордиться. В результате другие развивающиеся страны стали сотрудничать с Бразилией и консультироваться с ней относительно своей собственной политики в области борьбы с ВИЧ и СПИДом, а также использования антиретровирусных препаратов».
Пример оказания Бразилией помощи в борьба с ВИЧ весьма показателен с точки зрения стратегии, в поддержку которой выступают почти все страны БРИКС: пусть спрос стимулирует помощь. Многие программы Бразилии за границей в области борьбы с ВИЧ были начаты по просьбе местных правительств, а не по предложению самой Бразилии.
Что касается правительств принимающих стран, то у них также появляются преимущества, если они обращаются за помощью к странам БРИКС, а не к традиционным донорам. «Страны БРИКС обладают недавним и продолжающим накапливаться опытом использования ограниченных ресурсов, дешевых ресурсов и стратегий, а также охвата большого количества негородского населения», - подчеркивает Венкатапурам.
Индийский сектор здравоохранения в последние годы сфокусировал свои инновационные подходы в области так называемого электронного здравоохранения, в том числе акцент был сделан на диагностику заболеваний с использованием видеоконференций. Такого рода технологии подходят для условий, существующих в развивающихся странах, – например, в Западной Африке. И это такие системы, которыми Запад просто не обладает (и не нуждается в них).
Отсутствие прозрачности и мониторинга
Предоставляемая странами БРИКС помощь, разумеется, не защищена от тех вызовов, с которыми в течение десятилетий сталкиваются в этой области западные страны. Критики отмечают, что организации, занимающиеся вопросами оказания помощи в странах БРИКС, не обладают той прозрачностью и уровнем мониторинга, который характерен, например, для Агентства международного развития США (USAID).
Страны БРИКС, несомненно, преследуют свои интересы, участвуя в реализации проектов за границей. Международное влияние – один из мотивов, подчеркивает преподаватель Рутгерского университета Эдуардо Гомес (Eduardo J. Gomez), который в настоящее время работает над книгой о взлете Бразилии. Именно поэтому он изучил опыт работы этой страны в области здравоохранения за границей. «Бразилия всегда хотела быть, так сказать, «на виду» на международном уровне, всегда хотела принимать участие и обладать влиянием».
Существуют также более явные преимущества для новых доноров. Заграничные программы в области здравоохранения Бразилии и Индии, к примеру, часто используют лекарства местного производства, и таким образом расширяется рынок для вакцин и новых методов лечения. Судя по всему, международная помощь Китая подверглась пристальному изучению в связи с подозрениями относительно ее корыстолюбивого характера, рассчитанного на получение доступа к минеральным ресурсам и другим видам сырья в обмен на предоставление помощи. «Помогая улучшить систему здравоохранения в развивающихся странах, китайские политики понимают, что они могут воздействовать на здоровье людей, и это поможет им создавать политические и экономические альянсы», - подчеркивается в докладе.
Тем не менее новых доноров в основном принимают с распростертыми объятиями, считает доктор Гомес. «Нет ни враждебности, ни зависти со стороны традиционных стран-доноров, - заявил он в воскресенье. – На мой взгляд, мировая рецессия привела к тому, что лидеры группы традиционных доноров теперь приветствуют вклад в этой области Бразилии и других стран».