Барак Обама и Дмитрий Медведев так хорошо начинали, а вот заканчивают самым неподобающим образом.
В начале 2009 года оба новых президента трубили о грандиозных планах "перезагрузки" в попытке вывести отношения из глубокой заморозки. Прошло три года, и перезагрузка подходит к концу, а президенты, пусть и не похожие даже отдаленно на знаменитого римского императора Нерона с его театрально-музыкальными претензиями, бессильно стоят, занимаясь ерундой, и наблюдают за тем, как мир горит в огне.
Главными вопросами в их повестке должен был стать мировой экономический кризис, противостояние Америки и Ирана, а также окончание гражданской войны в Сирии.
Однако, если посмотреть на их последнюю встречу, которая состоялась в понедельник на саммите по ядерной безопасности в Сеуле, то возникает ощущение, что они просто тянули время.
А поскольку Медведев сегодня живет в ожидании передачи дел гораздо более воинственному Владимиру Путину, все, что российский президент мог пообещать Обаме, это передать его слова Путину.
Проблема заключается в том, что Медведев, по сути дела, только этим все свое президентство и занимался - передавал послания. Он просто работал привратником, открывавшим двери иностранным лидерам перед их более важными переговорами с Путиным, который был и остается настоящим хозяином в Кремле.
В этом смысле двусторонние отношения должны только выиграть от возвращения Путина, потому что теперь не будет никаких посредников. Но делать на это ставку не следует. Если Медведев был буфером прежде, то он наверняка сохранит эту роль и теперь, став путинским премьером.
Конечно, можно говорить о том, что Москва и Вашингтон старательно избегали риторики новой холодной войны, которая преобладала в непростых отношениях между Джорджем Бушем и Путиным. И они провели кое-какую работу по наведению порядка, сократив количество ядерных боеголовок, заключив взаимовыгодное соглашение о снабжении войск в Афганистане и добившись вступления России в ВТО.
Но по самому главному и исключительно серьезному вопросу сегодняшнего дня - опасности возникновения войны на Ближнем Востоке - стороны как и прежде очень далеки от единодушия. Ни Москва, ни Вашингтон не знают, как сделать так, чтобы кровопролитная гражданская война в Сирии не стала еще более кровопролитной. А у России нет рычагов воздействия на Иран, чтобы договориться о прекращении ядерного противостояния с тегеранским режимом.
По сравнению с этими бомбами замедленного действия переговоры Обамы и Медведева выглядят как развлекательная музыкальная интерлюдия. Будем надеяться, что следующий акт не превратится в трагедию.