Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Европейские политики требуют независимого расследования событий в Жанаозене

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европарламент настаивает на проведении независимого расследования с международным участием событий в Жанаозене. В оценке случившегося в этом казахстанском городе у политиков из ЕС, по мнению экспертов, есть различия.

Европарламент настаивает на проведении независимого расследования с международным участием событий в Жанаозене. В оценке случившегося в этом казахстанском городе у политиков из ЕС, по мнению экспертов, есть различия.

Судебное разбирательство по уголовному делу о массовых беспорядках в Жанаозене, в ходе которых погибло около двух десятков человек, 27 марта началось в Актау. Об этом сообщила пресс-служба Верховного суда Казахстана. А 15 марта Европарламент принял резолюцию, посвященную кровавым событиям в этом казахстанском городе. В ней, в частности, содержится требование проведения независимого расследования случившегося в Жанаозене комиссией с международным участием.

Андижан и Жанаозен

По мнению боннского эксперта по Центральной Азии Михаэля Лаубша (Michael Laubsch), европейские политики, которые занимаются Казахстаном, проспали Жанаозен, где социальный взрыв назревал с мая 2011 года. «А после беспорядков, случившихся 16 и 17 декабря, политики заторопились с реакцией», - отмечает Лаубш.

По словам научного сотрудника университета Бремена Беате Эшмент (Beate Eschment), сейчас в Евросоюзе можно выделить две основные группы политиков, в той или иной мере занимающихся вопросом Жанаозена. Первая проводит сравнение случившего в Казахстане с событиями в Андижане в мае 2005 года.

Читайте также: В Казахстане за беспорядки в Жанаозене может ответить оппозиция

Вторая видит в жанаозенской трагедии свидетельство нездоровой ситуации в Казахстане и беспомощности властей в ситуации крупной забастовки, но аналогий с Андижаном избегает. «Андижан - это событие другого измерения, нежели Жанаозен. Реакция властей и силовых структур Казахстана была совершенно иной, нежели в 2005 году в Узбекистане. Резкость обвинений со стороны европейских политиков в адрес Астаны объясняется как действительным разочарованием в процессах либерализации в Казахстане, так и тем, что преувеличение привлекает внимание», - полагает Эшмент.

Две группы политиков

Михаэль Лаубш тоже делит европейских политиков, занимающихся Жанаозеном, на две группы, но иначе их классифицирует. «Первая группа - это ряд депутатов от левых партий, имеющих тесные контакты с профсоюзным движением. Они требуют от Евросоюза решительно встать на защиту интересов казахстанских нефтяников и оппозиции. Вторая группа - условно говоря, прагматики, они не хотят осложнения отношений с Астаной из-за Жанаозена», - констатирует эксперт.



Вторая группа, продолжает Лаубш, тоже за проведение независимого расследования, однако, ее представители исходят из того, что к кровопролитию на западе Казахстана привело множество разных факторов. Эксперт отмечает, что по инициативе группы политиков из левых партий в Европе с начала 2012 года проведены ряд мероприятий, посвященных трагедии в Жанаозене.

Также по теме: Выясняется, что Казахстан нестабилен

Главным их организатором выступает депутат Европарламента от Ирландии Пол Мерфи. Он вместе с депутатом бундестага от Левой партии Андреем Хунко (Andrej Hunko), старается, по словам Михаэля Лаубша, склонить Европарламент к резкой позиции в отношении Астаны.

Прокурор ответа не дал

Сам Андрей Хунко в интервью DW заявил, что доволен резолюцией Европарламента, в которой решительно осуждается насильственный разгон демонстрантов и ясно сказано о необходимости участия в расследовании событий в Жанаозене независимой комиссии с международным участием.

Депутат бундестага сомневается в объективности расследования, которое ведется властями Казахстана. «В январе 2012 я был в Астане, Атырау, Актау и Жанаозене, встречался с правозащитниками, а также с генеральным прокурором Казахстана», - рассказывает Хунко.

По его словам, правозащитники утверждают, что кровавое подавление протестов рабочих-нефтяников не может быть сведено к ошибочным действиям отдельных милиционеров, и что таким действиям должен был предшествовать приказ из Астаны. «Я спрашивал генпрокурора, кто отдал приказ использовать боевые патроны, но удовлетворительного ответа не получил»,- подчеркивает Андрей Хунко.

В свою очередь казахстанские власти сразу после беспорядков 16 и 17 декабря в Жанаозене давали понять, что, хотя социальная напряженность и сыграла в них свою роль, но сами беспорядки стали следствием неких провокаций. По мнению Михаэля Лаубша, такой сигнал дошел до ряда европейских столиц, к нему там отнеслись всерьез, но с выводами не торопятся.

Читайте также: Казахстан разворошил гнезда террористов

И будут внимательно следить за теми аргументами, которые прозвучат в ходе суда. «Мои многочисленные беседы на эту тему в Берлине и в Брюсселе дают основание считать, что немецкая дипломатия пока не исходит из позиции, будто бы заранее предопределено, что это будет политический процесс для наказания оппозиции», - говорит Лаубш.

Типичный довод

Беате Эшмент придерживается мнения, что к расследованию должны быть допущены международные эксперты, но оно вовсе не должно быть изначально ориентировано «против Астаны». Что касается аргумента о роли провокаторов, то, указывает Эшмент, это типичный довод для властей стран Центральной Азии. Если там происходят какие-то выступления против правительства, власти обязательно запускаю версию о провокаторах.

«Мне представляется, что население в состоянии было само выразить недовольство властью. Другое дело, что есть лица, которые заинтересованы в ухудшении ситуации в Казахстане. Но пока не будет доказательств их участия в провокациях, я этот довод не принимаю», - объясняет свою позицию немецкий эксперт. В любом случае, по выражению Эшмент, причины конфликта находятся в самом Казахстане, «нужно менять социальные условия на западе страны, реформировать трудовой кодекс, а не бороться против провокаторов».