На прошлой неделе в Женеве была рассмотрена жалоба Литвы против белорусской АЭС. По мнению соседей, действия белорусской стороны противоречат Конвенции ООН, сообщает «Еврорадио».
«Белоруссия не проводила Оценку воздействия своей АЭС на окружающую среду в соответствии с международными правовыми нормами, не организовывала публичных слушаний этого проекта в Литве и двусторонних консультаций между Литвой и Белорусией, как того требует конвенция Эспо», — жалуется сотрудник МИД Литвы Миндаугас Лашас.
По словам начальника управления экологической экспертизы Минприроды Белоруссии Александра Андреева, который в составе нашей делегации съездил в Женеву, заключения стоит ожидать только в сентябре.
Впрочем, конфликт между Белоруссией и Литвой продолжается не первый год. Литва выступает против строительства Островецкой станции в Белоруссии. А Белоруссия, в свою очередь, — против литовской АЭС.
О том, как прошла поездка в Женеву, и о сути последнего конфликта рассказывает Александр Андреев:
«Литва после окончания слушаний в Комитете сразу дала в прессу информацию, что вот Белоруссия — «никакая». На вопросы не могла ответить и т.д. Мы были вынуждены сразу же дать свою реакцию. Мы также дали в СМИ наше заявление. Мы, со своей стороны, сказали, что заявление литовской стороны является давлением на Комитет! А это недопустимо. Наше МИД направило ноту по этому вопросу секретарю конвенции — о нетактичном поведении Литвы».
Все эти споры вызывают легкое дежавю. Год назад Литва обвинила Белоруссию в том, что площадка будущей АЭС находится на тектоническом разломе. Но белорусы парировали тем, что соседи строят АЭС на трещине.
«Мы сделали заявление о том, что Висагинская АЭС на тектоническом разломе земной коры, поэтому Литва заволновалась. И они стали говорить: белорусская, в таком случае, тоже. Это такая обратная реакция», - говорит Андреев.
Напомним, Белоруссия построит АЭС в 53 километрах от Вильнюса, а Литва — в 2 километрах от границы с Белоруссией. Наша страна протестует против реактора, который собираются использовать литовцы, поскольку такой уже был... на Фукусиме.
Но у литовцев есть на это свой ответ.
«Они задают вопросы по станции, потому что мы спрашиваем об Островецкой площадке и мы недовольны качеством ответов», — говорит представитель Министерства охраны окружающей среды Литвы Виталиус Авглис.
Белоруссия направила в Литву письмо с вопросами по их АЭС в феврале этого года. Но так и не получила ответа!
«В литовской ОВОС было рассмотрено 3 типа реакторов. Сейчас Литва выбрала окончательно японский реактор, который был на Фукусиме. В связи с тем, что произошло на Фукусиме, нам необходимо больше информации об этом реакторе. Они нам ничего не ответили. Даже не отреагировали на наш запрос. Мы его направили в этом году в начале февраля. Пока никакой реакции нет. На заседании в Женеве мы к ним обратились — просим, пользуясь случаем, литовскую сторону ответить на наши вопросы», — говорит Александр Андреев.