Борьба Юлии Тимошенко, которую она письмами и призывами к народу и своим соратникам ведет из Качановской колонии, уже давно не выглядит многообещающе. Скорее, грустно. Призывы западных лидеров, резолюция ПАСЕ, возможность точечных санкций и даже предписание Европейского суда о предоставлении ЮВТ медицинской помощи в соответствующем медучреждении, по сути, никак не отразились на результатах – выпускать (даже подлечиться) Тимошенко никто не собирается. Более того, ее статус политзаключенной, установленный в Европе, всеми силами пытаются сменить на статус уголовницы. И дело ЕЭСУ – один из главных инструментов.
Старое-новое «дело» ЮВТ
Впервые налоговая инспекция Украины выдвинула иск против «Единых энергетических систем Украины» на 1,4 миллиарда гривен еще в 1997 – после того, как Президент Кучма уволил премьер-министра Лазаренко, оказывавшего поддержку компании Тимошенко. В 1998 ЕЭСУ прекратила работу на газовом рынке Украины, а в феврале 2001 года Тимошенко была арестована. Генпрокуратура обвинила ее в контрабанде газа, подлоге документов, уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах, даче взятки экс-премьеру Павлу Лазаренко и хищении средств в особо крупных размерах.
Уголовное дело против нее возбудили и в России. Там ЮВТ обвинили в том, что в сентябре-ноябре 1996 года она организовала дачу взяток пяти офицерам Минобороны РФ. И за это те якобы завысили стоимость поставляемых российскому военному ведомству украинских стройматериалов и других товаров. Сумма ущерба составляла 80 миллионов долларов. Тимошенко объявили в международный розыск. Однако 26 декабря 2005 года Главная военная прокуратура РФ прекратила дело в связи с истечение срока давности.
24 января 2005 года указом нового Президента Виктора Ющенко ЮВТ была назначена исполняющей обязанности премьер-министра Украины. А 28 января генпрокурор Украины Святослав Пискун сообщил, что в 2004 году украинские суды закрыли все дела в отношении Тимошенко, ее тестя и мужа. 4 февраля ВР утвердила Тимошенко на посту главы Кабмина.
Однако «вольная жизнь» длилась недолго. После прихода на пост Президента Виктора Януковича, Генпрокуратура возбудила против Тимошенко уже так называемое «газовое дело». 5 августа 2011 года Тимошенко была снова арестована, а 11 октября Печерский районный суд приговорил ЮВТ к семи годам лишения свободы – за превышение полномочий при подписании в 2009 газовых контрактом между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом».
И вместе с этим «новым» делом неожиданно всплыло «старое».
13 октября 2011 года СБУ сообщила о возбуждении уголовного дела по факту совершения бывшими должностными лицами Кабмина, промышленно-финансовой корпорации ЕЭСУ и компании United Energy International Limited покушения на растрату средств госбюджета в особо крупных размерах.
Тимошенко обвинили в «перекладывании долгов частной корпорации ЕЭСУ на бюджет Украины», якобы имевшем место в середине 90-х годов. Долг корпорации перед Минобороны России составил более 400 миллионов долларов.
Главным основанием для возбуждения уголовного дела против бывшего экс-премьера стало обращение премьера Николая Азарова в СБУ и письмо министра обороны РФ Анатолия Сердюкова с требованием вернуть долг. «Мы уже несколько лет находимся в судебном процессе, и мы, естественно, продолжим отстаивать свою позицию в судах», - заявил он на брифинге в Киеве.
История наших дней
Сразу после официального заявления прокуратуры в адрес ЮВТ полетели обвинения «личного характера». Нардеп от Партии регионов Инна Богословская заявила, что Юлия Тимошенко и Павел Лазаренко неоднократно предпринимали попытки перевести долг корпорации ЕЭСУ перед Россией на госбюджет Украины, и «мы располагаем документальным подтверждением».
Сама Юлия Владимировна наличие долга отрицала (по ее словам, в 1996 году тогдашний Президент Леонид Кучма и глава налоговой администрации Николай Азаров конфисковали все активы ЕЭСУ), а появление письма министра обороны РФ назвала «политическими провокациями» со стороны Януковича.
Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Виктор Швец утверждает, что «никаких преступлений она не совершала. Хотя бы по той простой причине, что, начиная с 1 января 1997 года, уже не имела никакого отношения к корпорации ЕЭСУ – она была народным депутатом, и ее трудовая книжка находилась в аппарате Верховной Рады». А, по словам защитника ЮВТ Сергея Власенко, «все дела, связанные с деятельность ЕЭСУ, во-первых, касались периода 96-98 годов, то есть прошли все мыслимые и немыслимые сроки, во-вторых, все эти дела и вопросы прошли разные суды, включая решение Верховного суда Украины».
Тем не менее, в ноябре Налоговая милиция возобновила расследование еще по четырем уголовным делам против Тимошенко, которые касаются неуплаты налогов во второй половине 90-х годов, когда она руководила корпорацией. ЮВТ было предъявлено обвинение в организации уклонения от уплаты налогов на общую сумму свыше 4,7 миллионов гривен, хищения и покушения на хищение бюджетных средств путем незаконного возмещения более 25 миллионов гривен налога на добавленную стоимость, служебном подлоге и в уклонении от уплаты 681 тысяч гривен подоходного налога. А в декабре 2011 все эпизоды, связанные с деятельностью Тимошенко во главе ЕЭСУ, были объединены в одно производство. Тогда же Шевченковский районный суд принял решение о ее повторном аресте. С учетом того, что Тимошенко уже «прохлаждалась» в СИЗО по «газовому» делу, мотивация – мол, находясь на воле, ЮВТ может оказать влияние на ход следствия – выглядела несколько нелепой.
В январе этого года уголовное дело о сокрытии валютной выручки в связи с декриминализацией статьи УК было закрыто, однако по другим эпизодам расследование продолжилось. Виктор Янукович на форуме в Давосе пообещал, что уголовные дела по деятельности корпорации будут переданы в суд в ближайшее время. А после заявления СБУ о завершении досудебного следствия, защитник ЮВТ Сергей Власенко сообщил, что власть планирует ускорить процесс. 9 февраля Киевский районный суд Киева ограничил для экс-премьера сроки ознакомления с материалами дела – до 28 марта.
Второй приговор будет до 15 мая?
Сергей Власенко убежден – совсем скоро дело по ЕЭСУ передадут в суд, и власть попытается увеличить срок Тимошенко с 7 до 12 лет. Однако киевский адвокат Андрей Цыганков, который, по его словам, знает ситуацию «несколько глубже, чем Власенко, но в комментариях связан адвокатской тайной», отмечает, что дело «пока не передано в суд, а потому приговор совершенно не прогнозируем»: «До 28 числа защита должна ознакомиться с делом, потом будет предварительное заседание. Этот вопрос – ситуация с ЕЭСУ – все равно должен быть рассмотрен в комплексе: почему ЕЭСУ не выполнила свои обязательства? И это сложное дело. У защиты много возможностей, но они слабо реализованы. Даже по «газовому делу» обыкновенные люди не могут четко сформулировать, за что привлекли экс-премьера к ответственности. Общество не понимает ситуацию, и это проблема защиты».
До окончания установленного срока у защиты ЮВТ осталось всего лишь несколько дней, а ознакомиться пока удалось только с 25 томами дела из 62. Сергей Власенко уверен, что непосредственно слушание дела по ЕЭСУ начнется уже в начале апреля. Адвокат предполагает, что с рассмотрением кассационной жалобы защиты экс-премьера по «газовому делу» суд медлит не просто так: «Заседание назначено на 15 мая на 10.00, хотя могли это сделать и раньше. Все это выглядит как искусственное затягивание. Власть будет делать все, чтобы получить второй приговор Тимошенко до этой даты».
Соглашается со спешкой и Виктор Швец: «Они бы хотели, чтобы в мае Тимошенко уже получила второй приговор. Власть может найти второго Киреева, который без защитников, без Тимошенко рассмотрит это дело. У него будет только два часа перерыва на сон – чтобы не упал и не умер от истощения». Власенко только подтверждает – заседания по ЕЭСУ могут проходить и без экс-премьера: «У нас уже был такой опыт, когда Тимошенко не привозили в суд по состоянию здоровья».
В то же время Андрей Цыганков считает, что «если посмотреть, когда была подана кассация, то никаких специальных сроков увеличения нет. Если говорить, что суд должен заинтересованно подойти и рассмотреть ее в кратчайшие сроки, то для этого тоже нет никаких оснований. А вот если говорить об объеме жалоб, которые озвучил Сергей Власенко, об объемах дела, объемов представленных защитой доказательств (было сказано, что зарубежные специалисты представили огромные заключения), то для того, чтобы принять кассацию к рассмотрению, ее надо еще изучить, а это время». Виктор Швец, вообще, сомневается в том, что дело ЕЭСУ начнут рассматривать в начале апреля: «Тимошенко в силу своего состояния не может ознакомиться с материалами дела. Болезнь ей мешает. Да, есть решение суда, ограничивающее время ознакомления до 28 марта. Но когда суд выносил это решение, у него не было выводов международных врачей, которые подтверждают, что Тимошенко больна, ей необходимо специализированное лечение, и она не может принимать участие в каких-либо процессуальных действиях. Потому суд обязан продолжить срок ознакомления с материалами дела».
Успеет ли суд рассмотреть дело по ЕЭСУ до начала рассмотрения кассации по «газовому делу» - 15 мая, по мнению Андрей Цыганкова, зависит, в первую очередь, от защиты: «Срок, по которому рассматриваются подобные дела, должен составлять не менее двух-трех месяцев. Но и роль защиты не должна быть пассивной».
Из Юли делают бандита
«Реанимация» дела 15 летней давности, по словам сторонников ЮВТ, стала продолжением преследований лидера оппозиции со стороны власти. Юриста и экс-советника премьер-министра Тимошенко Александра Задорожного возмутил такой интерес правоохранительных органов к «делу с истекшим сроком давности»: «Про ЕЭСУ пытался говорить еще Кучма, и я, как представитель Президента в ВР вручал Тимошенко представление генерального прокурора. В нем были глупости, которые на голову не налазили! Якобы Тимошенко внесла в кабинет Павла Лазаренко 64 миллиона наличными! Это 670 килограмм! Как такая хрупкая девочка могла внести 64 миллиона? Я обратил внимание генпрокурора на то, что согласно данным Нацбанка миллион долларов новыми стодолларовыми купюрами весит 11 килограмм 157 грамм. И в ответ услышал: «Ой, мы переделаем». Что это за глупости?».
С тем, что новое уголовное дело ЮВТ, как и то, по которому ее уже осудили, связано с намерением власти добиться пересмотра газовых соглашений с Россией и желанием окончательно выкинуть Тимошенко с политической арены, соглашаются и некоторые эксперты. Директор института глобальных стратегий Вадим Карасев, уверен, что дело по ЕЭСУ – «попытка ограничить политическую деятельность» Тимошенко. Особенно в свете того, что защита в последнее время частенько делает уверенные заявления: мол, Европа нам поможет, и ЮВТ очень скоро выйдет на свободу. «Даже если Тимошенко выйдет на свободу, новое дело – это допрос, это вызов в прокуратуру, это подписка о невыезде, это ограничение возможностей выезжать за границу и участвовать в выборной кампании, во встречах с избирателями», - замечает политолог.
К тому же, новое уголовное направлено на то, чтобы изменить отношение Запада к экс-премьеру как политическому узнику и акцентировать внимание на ее «уголовном» прошлом.
Если по «газовому делу» уже неоднократно возникал вопрос о декриминализации статей и отсутствии их в законодательстве европейских стран, то по ЕЭСУ таких разговоров не будет априори. «Новое дело возникло сейчас только для того, чтобы показать Западу, что Запад ошибается и защищает не политического лидера, а самого страшного криминального вора в Украине», - отмечает директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко.
Виктор Швец уверяет: дело по ЕЭСУ нужно, чтобы «сформировать мнение, что Юлия Тимошенко совершала еще какие-то правонарушения, что «газовое дело» - не единственное. Рано или поздно станет понятно, что это сведение счетов со своим политическим оппонентом. И власть вынуждена будет признать осуждение Тимошенко по «газовому делу» не законным. Вот и нужно второе дело. Суды же просто выполняют функцию политических менеджеров власти». «Если бы она совершала преступление, она бы сейчас сидела себе тихонько на Багамских островах. А она сидит в Качановской колонии, не сбежала из страны, перенесла унижение и надругательства для того, чтобы показать, что она чистый человек и украинский политик, который страдает ради интересов народа», - отмечает юрист.
Возмущается происходящим и Александр Задорожный: «Хотят из нее бандита сделать. Это мышиная возня, и можно было бы над ней посмеяться, если бы человек несколько месяцев не находился в тюрьме». В отличии от оптимистически настроенного Виктора Швеца, который верит, что «Европейский суд по правам человека может сказать, что были нарушения. По поводу незаконного отказа в предоставлении медицинской помощи Европейский суд уже вынес соответствующее решение, и это решение власть обязана выполнить - переместить Тимошенко из колонии в соответствующее медицинское заведение», Александр скептически относится к возможностям Европы влиять на ситуацию в Украине. «Мнение Европы ничего не изменит. Это все делается в пику Европе», - отмечает юрист. Соглашается с ним и Андрей Цыганков: «У нас нет на сегодня статуса политзаключенный. Западные лидеры могут считать Тимошенко политзаключенной, но здесь статус определяется решением суда. И мы должны четко понимать, что решение Европейского суда по уголовному делу не влияет на исполнение приговора здесь».
«Ищут любые поводы, чтобы посадить Тимошенко, - с грустью в голосе замечает Задорожный. - Контора пишет, контора работает. Сначала нашли скорые помощи, потом нашли пенсии, убедились, что это полная дурость, сменили исполнителей. Более талантливые исполнители нашли что-то еще». Потому «и по кассации, и по ЕЭСУ суд вынесет прогнозируемый приговор - обвинительный».