20 марта украинский парламент проголосовал в поддержку отчета временной следственной комиссии, рассматривавшей обстоятельства подписания газового контракта, который заключили в январе 2009 года премьер-министры Юлия Тимошенко и Владимир Путин. 266 депутатов поддержали документ, в котором Тимошенко обвинялась в «государственной измене». По мнению комиссии, Россия шантажом заставила украинского премьер-министра согласиться с невыгодными для Украины газовыми ценами, воспользовавшись тем, что возглавлявшаяся Тимошенко в 1990-х годах корпорация «Единые энергетические системы» была должна России 400 миллионов долларов.
Странным образом, в тот же самый день украинский парламент принял длинную резолюцию, в которой призвал Евросоюз «продемонстрировать политическую волю и обеспечить скорейшее подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС». Ранее в этом месяце президент Виктор Янукович выпустил подробные указания «По разработке и утверждению планов мероприятий по интеграции Украины в Европейский Союз на 2012 год».
В ходе официальной встречи в Германии руководитель управления по вопросам международных отношений Администрации президента Украины Андрей Гончарук заявил, что европейская интеграция остается для Украины основной внешнеполитической задачей. «Наша главная цель в 2012 году – подписать Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом», — подчеркнул он.
Таким образом, он еще раз подтвердил слова, сказанные президентом Януковичем в январе на Всемирном экономическом форуме в Давосе: «Украина видит свое будущее в Европейском Союзе. 2011 год был плодотворным для европейской интеграции Украины. Членство в Европейском Союзе – это залог демократического развития Украины, развития ее экономики, личных свобод и благосостояния каждого гражданина».
Чтобы укрепить свои позиции в Европе «Партия регионов» создала и финансирует Европейский центр современной Украины (ЕЦСУ), располагающийся в Брюсселе. В число учредителей ЕСЦУ входят три депутата от Партии регионов и три западноевропейца, связанные с социалистической фракцией Европарламента.
В 2010 году партия подписала с европейскими социалистами соглашение о сотрудничестве. Главным его лоббистом был румынский член Европарламента Ион Илиеску (Ion Iliescu). Летом 2011 года сотрудничество начало иссякать, и в итоге в марте социалисты даже не поздравили «Партию регионов» с проведением очередного съезда. Сейчас у партии Виктора Януковича нет связей ни с европейскими, ни с североамериканскими политическими партиями, а те поздравления, которые она все же получила, наглядно показывают, насколько плоха ее репутация. Ее поздравили только Болгарская социалистическая партия, Коммунистическая партия Китая, Коммунистическая партия Социалистической Республики Вьетнам, политический совет правящей азербайджанской партии «Новый Азербайджан», партия «Единая Россия» и олигарх Гагик Царукян, возглавляющий партию «Процветающая Армения».
Эти поздравления намного лучше отражают реалии, с которыми имеют дело президент Янукович и «Партия регионов», чем все заявления, президентские указания и парламентские резолюции. В своем интервью, данном 20 марта изданию «День», посол Чехии на Украине Иван Почух (Ivan Pochukh) заявил, что «нужно честно сказать украинским гражданам, что работа над Соглашением об ассоциации и зоной свободной торговли приостановлена».
Лидеры Евросоюза ранее неоднократно говорили об этом Киеву, но тот игнорировал их слова. Министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт (Carl Bildt) заявил на том же самом Давосском саммите, на котором присутствовал Янукович: «Вопрос стоит так: либо Украина сможет вернуться на путь европейской интеграции, либо она застряла в том состоянии, которое фактически означает отход от европейской интеграции».
4 марта Бильдт, Уильям Хейг (William Hague), Карел Шварценберг (Karel Schwarzenberg), Радослав Сикорский (Radoslaw Sikorski) и Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle) – министры иностранных дел Швеции, Британии, Чехии, Польши и Германии – опубликовали в The New York Times статью, в которой осудили регресс демократического процесса на Украине. «Сейчас процесс перехода к ассоциации зашел в тупик. Хотя переговоры по Соглашению об ассоциации были успешно завершены в декабре 2011года путь вперед – к подписанию и ратификации соглашения – был фактически блокирован действиями Украины», — подчеркнули они. «Причина этого проста: события, происходящие на Украине в последние два года, заставляют нас сомневаться в отношении Киева к тем фундаментальным ценностям, которые лежат в основе как соглашения, так и наших отношений в более широком смысле», — добавила пятерка министров.
Ответ министра иностранных дел Украины Константина Грищенко был опубликован в The New York Times 20 марта. Эта дата – день парламентского голосования по отчету временной комиссии, обвинившей Тимошенко в «государственной измене», — была явно выбрана не случайно. Грищенко утверждает, что «Украина привержена европейским ценностям. Мы никуда не скатываемся, а напротив уверенно идем к полной интеграции в Евросоюз». Его заявление откровенно противоречит мнению Европы и Америки о происходящем на Украине, а также мнению международных организаций и правозащитников.
На фоне подобного разговора глухих не может не удивлять, что ряд опытных американских и европейских дипломатов, включая бывших послов на Украине, до самого лета 2011 года говорили, что администрация Януковича прислушивается к западной критике. Бывшие послы США на Украине Стивен Пайфер (Steven Pifer) и Уильям Тейлор (William Taylor) писали: «Если президент Янукович действительно нацелен на европейскую интеграцию и вступление в ЕС, то внутренняя политика его администрации сильно осложняет ему эту задачу».
Янукович, как и бывший президент Леонид Кучма, провозглашает, что он хочет вступить в ЕС. Однако эти заявления ничего не значат, если политическая культура его администрации основана на стремлении к монопольной власти внутри страны и направлена на строительство авторитарной системы. До лета 2011 года западные политики ошибочно принимали проевропейскую риторику Януковича и Грищенко за чистую монету, хотя им следовало бы проявить больше скепсиса.
Реалии, с которыми теперь предстоит иметь дело Украине, будут троякими:
Во-первых, ЕС 30 марта парафирует Соглашение об ассоциации. Это технический шаг, указывающий на окончание переговоров, и он должен был быть сделан еще в декабре 2011 года на саммите ЕС-Украина в Киеве. Евросоюз, как было отмечено выше, ясно дал понять, что он не будет делать следующих двух шагов, пока Киев не откажется от избирательного использования правосудия против политической оппозиции. Следующие два шага – это подписание Соглашения об ассоциации Европейским советом и выдача им же рекомендации ратифицировать документ Европейскому парламенту и национальным парламентам стран Евросоюза.
Во-вторых, ЕС заявил, что он не признает предстоящие в октябре украинские парламентские выборы проведенными в соответствии с демократическими стандартами, если лидеры оппозиции будут находиться за решеткой и не смогут участвовать в них. В таком случае в 2013 году, в котором наступит очередь Украины председательствовать в ОБСЕ, страну могут ждать черные списки и санкции.
В-третьих, у Украины заморожены отношения с МВФ. При этом ее экономическое положение ухудшается. 15 марта the S&P снизило прогноз по рейтингу Украины до уровня «негативный». В этом году Украине предстоит погасить или отсрочить внешний долг в объеме 6 миллиардов долларов и внутренний в объеме 3 миллиардов долларов.
Янукович не может выполнить требование ЕС и освободить Тимошенко, так как в этом случае ему самому могут грозить уголовные обвинения, а Партия регионов проиграет выборы. Хотя замораживание интеграции с Евросоюзом вредно для Украины, для администрации Януковича это не так важно, как сохранение монополии на власть и возможности ездить в Евросоюз, работать и развлекаться в Европе. Украинские элиты давно интегрированы в Европу и тот факт, что они лишают этого шанса своих сограждан, их не волнует.