Александр Лукашенко заполучил неожиданного союзника в лице казахского коллеги Назарбаева. Пока на руку Минску и украинский фактор. В итоге отношения «последней диктатуры Европы» с Брюсселем могут перейти в стадию затяжной окопной войны. В отношениях же с Кремлем расчет на то, что капкан евразийской интеграции авось никогда не захлопнется.
Астана уперлась рогом
28 марта посол Казахстана в Белоруссии Ергали Булегенов пролил свет на интригу московского саммита ЕврАзЭС, что прошел на минувшей неделе и закончился пшиком. Подписание договора о трансформации ЕврАзЭС было сорвано, Дмитрий Медведев с натужным оптимизмом объявил о намерении не гнать лошадей, а создать Евразийский экономический союз к 2015 году.
Тогда московские СМИ традиционно ударили по любимой мишени времен «Крестного батьки» — повесили ответственность за срыв на белорусское руководство. Александр Лукашенко, в свою очередь, заявил в интервью телеканалу Russia Today, что Москва и Минск были едины, а вот «Казахстан выступил категорически против экономического союза». Многие этой фразе не поверили.
Так вот, посол Булегенов частично реабилитировал официальный Минск. Дипломат подтвердил: Казахстан выступает против ускорения процесса трансформации ЕврАзЭС в ЕЭС. Впрочем, оказалось, и Минск не паинька: «Белоруссия также по некоторым позициям согласна не была. В частности, в вопросе о предоставлении возможности комиссии выступать от имени трех государств и подписывать международные соглашения».
Читайте также: ЕС Выступают единым фронтом против Белоруссии
Речь идет о Евразийской экономической комиссии. Таким образом, инфа из-за кулис подтверждает прогноз Naviny.by: евразийская интеграция Путина неизбежно будет наталкиваться на нежелание авторитарных режимов-партнеров делегировать полномочия на наднациональный уровень.
Кремль в блокаде
И это только цветочки. Та ли еще заруба начнется, когда встанет вопрос о согласовании макроэкономической политики и прочих параметров, которые белорусское начальство привыкло определять самовластно. Это что же, теперь в Москве придется согласовывать, можно ли пару вагонов денег на посевную напечатать? Нет, такой хоккей нам не нужен!
Нынешняя «воздушная война» «Аэрофлота» с «Белавиа» подтверждает, что уже на стадии ЕЭП между субъектами хозяйствования евразийской тройки начались серьезные коллизии на почве конкуренции (при том, что к честной конкуренции не особо приучены ни в одной из трех этих постсоветских стран).
Но пока это локальные стычки. А в принципе Лукашенко получил неожиданного условного союзника в лице Астаны. Осторожный Назарбаев не рвется в схемы ЕЭС, начертанные в Москве. Здесь еще примешивается и момент ревности: ведь именно казахский лидер стоял у истоков идеи евразийской интеграции, а теперь ее оседлал Путин!
Смотрите также: Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана
Если раньше на лавры интегратора № 1 претендовал Лукашенко, то сейчас «борьба за интеграционное первенство разворачивается в основном между Москвой и Астаной», отметил в комментарии для Naviny.by аналитик Белорусского института стратегических исследований Денис Мельянцов. Минск же, по его словам, вынужден идти «совершенно в русле Москвы».
Добавим: до определенной черты. Исподволь же, как считает, в свою очередь, руководитель Центра политического образования Андрей Ляхович, Белоруссия «в союзе с Казахстаном будет блокировать инициативы российского руководства усилить централизацию в рамках создаваемого Евразийского союза».
Украинский фактор на руку Лукашенко
Путину (Медведева как уходящую натуру в расчет не берем), естественно, будет не по душе ершистость партнеров по тройке. Но на двоих сразу особо не наедешь. Есть и еще один важный фактор — украинский.
«Наиболее актуальным вопросом внешней политики администрации Путина в 2012 году будут отношения с Украиной», — прогнозирует Андрей Ляхович. Он предполагает, что Россия станет давить на Украину с целью покупки газотранспортной системы. Станет толкать Киев в Таможенный союз. При этом «администрация Путина использует сотрудничество с Белоруссией как рекламу для Украины».
Также по теме: Украина и Белоруссия объявляют дипломатическую войну Евросоюзу
Естественно, на рекламную витрину сильно давить негоже. Напротив, под эту марку у Минска есть соблазн выторговать дополнительные дотации. Москва, впрочем, не разгонится, считает Ляхович. Но, по крайней мере, Лукашенко получает относительную передышку. Предсказания аналитиков, которые прочили после инаугурации Путина его скорый и суровый наезд на белорусского партнера, могут и не сбыться. Соответственно, у Минска не появится сверхсрочной необходимости мириться с Брюсселем на его условиях.
Хотите российского медведя на Буге?
Итак, скорого примирения с ЕС не получится, прогнозирует Денис Мельянцов. Во-первых, в принципе слишком много дров наломано по линии Минск — Брюссель. Во-вторых, «не так просто выскользнуть из объятий России«. В-третьих, прессинг Кремля в ближайшее время может оказаться не таким страшным, как мерещилось. Во всяком случае, Москва не станет педалировать политическую интеграцию, полагает наш собеседник.
И наконец, для Минска сейчас принципиально выиграть войну нервов с Европой. Лукашенко «пытается доказать Брюсселю, что Белоруссия — крепкий орешек и ее надо принимать такой, какова она есть», подчеркивает Мельянцов. То есть — по типу авторитарных Азербайджана, Узбекистана, того же Казахстана.
При этом белорусское руководство и его пропаганда умело бередят Европе душу страшилкой полного ухода под крыло России. Давите нас санкциями? Ну так получите русского медведя с «Искандерами» на Буге!
Как видим, даже летя на одном крыле, верхушка режима умудряется использовать свои любимые геополитические качели, пусть и с усеченной амплитудой.
Читайте также: Третья сила, или Ошибочная белорусская стратегия Запада
По мнению Ляховича, определенным преимуществом белорусского режима в отношениях с Западом является то, что для последнего система принятия и реализации политических решений в Белоруссии — это «черный ящик». В то же время «в составе команды Лукашенко есть люди, которые хорошо знают, как работает огромная бюрократическая машина ЕС».
Сейчас команда Лукашенко будет давить на «точки уязвимости ЕС», прогнозирует политолог. Фобии же Европы таковы:
• что Белоруссию вдавят в Россию,
• что от оппозиции в итоге «асимметричного ответа» останется мокрое место,
• что рядовым белорусам внушат ненависть к Евросоюзу, который-де своими санкциями взвинчивает ценник на бензин и все прочее.
Не говоря уже о том, что европейскому бизнесу совсем не хочется бросаться на доты загадочной болотной диктатуры. Будет ли там когда-то демократия — большой вопрос, а кровные бабки пропадут уже сегодня.
Или ишак сдохнет, или падишах помрет
Таким образом, отношения Минска с Европой могут перейти в стадию затяжного окопного противостояния в духе Первой мировой (что не исключает продолжения закулисного торга).
Восток же по обыкновению непредсказуем. Но в плане обильной ловушками евразийской интеграции белорусское руководство придерживается восточной же мудрости: до времени вероятной расплаты или ишак сдохнет, или падишах помрет. Фигурально, разумеется. То есть или сам проект выдохнется, или эпоха Путина 2.0 окажется не слишком долгой, или же тому, утратившему сакральность и тефлоновый рейтинг, из-за внутренних проблем будет не до Белоруссии.
Расчет зыбок. Хотя бы потому, что Назарбаев — союзник скользкий. Да и вокруг Украины Кремль не будет танцевать до бесконечности. Или затащит ее в ТС, или плюнет, но так или иначе развяжет руки, чтобы заключить в удушающие объятия синеокую Белоруссию.