В качестве средства маркетинга марка БРИКС пользуется огромным успехом. Это объединение приковывает внимание мира к усилению власти и влияния пятерки стран с быстро развивающейся экономикой, на долю которых приходится почти половина населения нашей планеты и четверть мировой экономики. Но несмотря на состоявшееся на этой неделе блестящее шоу с демонстрацией единства, саммит лидеров Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки показал, что у этих мощных формирующихся рынков больше разделяющих их моментов, нежели объединяющих.
Саммит в своих заявлениях с осуждением насилия призвал развитой мир поделиться властью с развивающимися странами и вступить в дипломатический диалог с Ираном, с чем легко можно согласиться. Но гораздо труднее найти общие позиции по такому вопросу как безопасность, в котором между самими членами БРИКС существуют глубоко укоренившиеся подозрения. Пекин и Нью-Дели завязли в многолетних пограничных спорах, а Россия увеличивает ассигнования на оборону в рамках противостояния с Китаем. Гораздо труднее наладить доверие, когда политические различия существуют между очень разными странами - коммунистическими, авторитарными и демократическими.
Также сложно совместно повышать благосостояние, когда экономики этих стран работают на разном топливе. Например, интересы экспортера сырья очень сильно отличаются от интересов его импортера.
Но на саммите в Нью-Дели были и некоторые обнадеживающие знаки. Договорившись предоставлять кредиты в своих национальных валютах, члены БРИКС получили возможность уменьшить зависимость от доллара в торговле между собой. Еще одним достижением стало то, что после долгих проволочек члены БРИКС сегодня готовы серьезно рассмотреть вопрос о финансировании собственного банка развития. Выгода от этого может оказаться колоссальной, потому что раскрепощается торговля между развивающимися странами, а беднейшим нациям будут передаваться знания, накопленные "большой пятеркой" БРИКС.
Банк развития станет для стран БРИКС экзаменом на их приверженность альянсу и его работоспособности. Им придется перейти от риторических заявлений о единстве к практическим вопросам финансирования. А Китаю надо будет как-то преодолевать устойчивую подозрительность других стран в отношении его целей при создании совместных фондов развития любого рода.
На это потребуется немало времени. Но если цель БРИКС обеспечить объединению такую же степень влияния на формирование мирового порядка, каким обладает Запад, то его членам придется найти пути преодоления своих разногласий. Страны БРИКС упустили явную возможность сделать это, когда не сумели бросить вызов монополии Вашингтона и не выдвинули единого кандидата на пост президента Всемирного банка. Такие трещины показывают, что скрепляющего раствора в кирпичах БРИКС пока недостаточно.