Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Протесты нарастают, правительство держит оборону

© REUTERS / Juan Medina Забастовка в Мадриде
Забастовка в Мадриде
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В стране, где уровень безработицы достиг 23%, а число безработных составляет 5,3 миллиона человек, правительство одобрило реформу трудового кодекса, удешевляющую процедуру увольнения, а также объявило о беспрецедентных сокращениях расходов на социальные нужды, которые приведут к усилению нищеты, прошла восьмая по счету всеобщая забастовка после установления демократической формы правления.

Мадрид — В стране, где уровень безработицы достиг 23%, а число безработных составляет 5,3 миллиона человек, правительство одобрило реформу трудового кодекса, удешевляющую процедуру увольнения, а также объявило о беспрецедентных сокращениях расходов на социальные нужды, которые приведут к усилению нищеты, прошла восьмая по счету всеобщая забастовка после установления демократической формы правления. Стачка не парализовала основные общественные службы, хотя и послала правительству во главе с Мариано Рахоем (Mariano Rajoy) предельно ясный сигнал о том, что в недрах общества нарастает недовольство его антикризисными мерами. По оценке правительства, в акциях протеста участвовали 800 тысяч человек. 

 

Около сотни демонстраций, прокатившихся по основным городам Испании, обозначили первые серьезные требования профсоюзов к правительству, сформированному Народной партией, хотя еще и не прошло первых ста дней его пребывания у власти.

 

В Мадриде, где профсоюзные лидеры возглавили марш протеста, к которому присоединились руководители Объединённых левых (Izquierda Unida, IU) и Испанской социалистической рабочей партии (Partido Socialista Obrero Español, PSOE), собралось около 170 тысяч человек. Они заняли пространство между площадью Нептуна и Пуэрта-дель-Соль, чтобы выразить свое неприятие изменений в трудовом кодексе.

 

Это самая крупная из прошедших за последнее время демонстраций протеста в столице Испании. Количество участников было почти в два раза больше, чем в ходе акции протеста, состоявшейся в этом же месте и по тому же поводу после всеобщей забастовки после реформы трудового законодательства, проведенной правительством социалистов в сентябре 2010 года.

 

Восьмая всеобщая забастовка, организованная после смерти Франко самыми крупными профсоюзными объединениями - Всеобщим союзом трудящихся (UGT) и Профсоюзной конфедерацией рабочих комиссий (CC OO), представляющих 75% наемной рабочей силы на предприятиях, где трудятся больше шести работников, охватила прежде всего промышленность, строительство и общественный транспорт крупных городов (работавший в режиме часа пик выходного дня благодаря договоренности о том, что минимальные транспортные услуги в любом случае предоставлены будут); забастовка в меньшей степени затронула органы государственной власти (лишь 15%), предприятия торговли –лишь отдельные центральные районы некоторых крупных городов – и гостиничный бизнес.

 

Если смотреть по автономным областям, то в Стране Басков, где сосредоточены промышленные предприятия, играющие значительную роль в экономической жизни страны, и в целом в северной части Испании в забастовке приняло участие значительное количество людей. В наиболее населенных автономных областях – Андалусия, Мадрид, Каталония, Валенсия – забастовка также охватила значительную часть производственных отраслей.

 

Выступления миллионов трудящихся, объявивших забастовку, чтобы выразить свой протест против внесения изменений в трудовое законодательство, нисколько не поколебали позицию правительства в области антикризисных мер. Министр занятости Фатима Баньес (Fátima Báñez) заявила в полдень, что «главная часть реформы трудового законодательства останется в силе», несмотря на всеобщую забастовку, подтвердив, что правительство продолжит проводить в жизнь антикризисные меры.

 

Генеральный секретарь Профсоюзной конфедерации рабочих комиссий Игнасио Тошо (Ignacio Fernández Toxo) предупредил, что в создавшихся условиях протестные выступления будут продолжаться: «Если правительство не внесет коррективу в свою политику, социальный конфликт будет нарастать. Мы не остановимся до тех пор, пока не будет изменено содержание реформы трудового законодательства, и это найдет свое яркое выражение во время празднования 1 Мая».

 

Перед тем, как сделать это предупреждение, Тошо и руководитель Всеобщего союза трудящихся Кандидо Мендес (Cándido Méndez) обратились к правительству с предложением о проведении переговоров после демонстраций протеста 29 марта, чтобы внести коррективы в реформу трудового законодательства. Однако положительного ответа не последовало.

 

Потребление электроэнергии наиболее наглядно отражает ход и размах всеобщей забастовки. Согласно данным национальной энергетической компании Red Eléctrica de España, в среду 28 марта потребление электроэнергии было на 15%-16% ниже обычного (в зависимости от времени суток, этот показатель колебался от 21% до 13%). Электричества потреблялось столько, сколько потребляется в нерабочий день. То есть, если исходить из этого показателя, нынешняя забастовка по своему размаху слегка превосходит стачку 2012 года (против правительства социалистов, которое также отказалось вносить коррективы в реформу трудового законодательства), когда потребление электроэнергии сократилось на 14%, но уступает протестам 2002 года (против реформ правительства Хосе Аснара (José María Aznar), которые в итоге все же были откорректированы), когда потребление электричества упало на 20,5%.

 

В ставшей уже привычной войне цифр, имеющей целью привлечь на свою сторону общественное мнение, правительство и профсоюзы уже с раннего утра резко разошлись в оценке количества участников забастовки.

 

Профсоюзы утверждают, что из трех последних состоявшихся в Испании всеобщих забастовок нынешняя была самой масштабной. Правительство с самого начала утверждало обратное, ссылаясь на потребление электроэнергии в отдельных частях страны.

 

Министерство внутренних дел устами начальника Управления внутренней политики Кристины Диес (Cristina Díez), которая в течение всего дня только и делала, что зачитывала газетные сообщения о ходе забастовки, заявило, что акции протеста проходили «спокойно и без эксцессов», хотя 176 человек были задержаны, несколько десятков ранены, а в центре Барселоны произошли ожесточенные столкновения между полицией и демонстрантами.

 

Пока разворачивались мощные акции социального протеста против политики правительства, за Испанией пристально и со скептицизмом наблюдали другие европейские страны и финансовые рынки. В результате, за последние недели на биржах продолжилось снижение основных котировок –IBEX 35 упал на 0,87%, а рисковая премия достигла угрожающей отметки, превышающей 365 пунктов. Хотя все экономические показатели опустились до критической отметки, правительство спокойно восприняло многотысячные митинги протеста по всей стране против изменения трудового законодательства. Похоже, оно уже было готово к подобным неприятностям, когда приняло решение урезать права трудящихся, чтобы выйти из кризиса. Министр занятости Баньес, не пожелавшая еще больше осложнять отношения с организаторами забастовки, решила прибегнуть к дипломатическому приему, заявив: «Профсоюзы играют важную роль в решении проблем нашей страны, и я верю в их чувство ответственности, в то, что они проявят себя с лучшей стороны».

 

В среду правительство пыталось предусмотреть, какие последствия повлечет за собой государственный бюджет с сильно урезанными расходами. На следующий день этот документ должен был рассмотреть Мариано Рахой на заседании Совета Министров.

 

Даже еще не одержав победу на всеобщих выборах, председатель правительства не сомневался в том, что профсоюзы устроят ему всеобщую забастовку в первые месяцы его правления за те экономические меры, которые он намеревался предпринять.

 

Однако, возможно, он не предполагал, что всеобщая забастовка совпадет по времени с первым серьезным кризисом правительства, чью политику не одобряют не только простые трудящиеся, но и правящие круги европейских стран.

 

«Правительство утверждает, что Испания дошла до края, - напомнил в среду глава Всеобщего союза трудящихся Кандидо Мендес, - но эту ситуацию вызвала именно политика правительства». «Внесение изменений в трудовое законодательство, –добавил со своей стороны Тошо, - ведет к тому, что в стране будет шесть миллионов безработных. При таких всеобщих забастовках ни один из поездов не доезжал до конечной станции. Все будет зависеть от решений, которые правительство Испании примет в ближайшие дни».