Беседе Папы с бывшим верховным лидером якобы предшествовала секретная встреча, в которой участвовал и президент Венесуэлы. Кубинский епископат и режим все больше сближаются. Гавана хочет пойти по пути Китая.
Бенедикт XVI на Кубе встречался не с диссидентами, но с Фиделем Кастро и даже дважды. Вторая официальная встреча продолжалась около получаса и состоялась в промежутке между последней мессой Папы и его отбытием. На нее пришли бывший верховный лидер с женой Далией Сото дель Валле и двумя сыновьями Алексом и Антонио. По этому случаю вместо того, чтобы высказать желание об обращении, о чем говорили некоторые источники, Фидель засыпал своего собеседника вопросами о его работе.
Как рассказал пресс-секретарь отец Федерико Ломбарди, Фидель спросил: «Что делает Папа?» Святой отец объяснил ему, что он служит народам, которых посещает в ходе различных путешествий, и Вселенской Церкви. Фидель также поинтересовался, какую эволюцию претерпела литургия по сравнению с той, которую он помнит с детских лет, а Бенедикт XVI пообещал ему прислать одну из своих книг, хотя он пока и не решил, какую именно. «Да, я человек пожилой, но все еще могу выполнять мой долг», - якобы сказал Ратцингер, которому примерно столько же лет, сколько и Кастро, но который стал Папой чуть раньше того времени, когда кубинский президент оставил свой пост.
Но до этой встречи вроде бы состоялась другая, секретная, которая продолжалась только пять минут и в которой участвовал Чавес, в очередной раз находящийся на Кубе на лечении. «Он — глава государства, я - глава государства, Рауль - глава государства, у каждого свое расписание, я не могу вмешиваться», - сказал президент Венесуэлы по телевидению, информируя зрителей, что времени для встречи с понтификом не будет.
«Я с удовольствием поприветствую его Святейшество Папу Бенедикта XVI, как это было с Папой Иоанном Павлом II, поведение которого с детьми и самыми смиренными верующими всегда вызывало любовь. Поэтому я решил попросить уделить мне несколько минут его драгоценного времени, когда узнал от нашего секретаря Бруно Родригеса, что он согласен на эту простую и скромную встречу», - объявил Фидель на своем сайте в Сети до второй встречи (с женой и сыновьями), но после первой (в которой участвовал Чавес, признав, что такая встреча действительно имела место).
Дипломатические источники сообщали также о недовольстве Рауля Кастро из-за того, что его брат настаивал на встрече Бенедикта XVI с Чавесом, но все это составляло часть стратегии для отвлечения внимания. По крайней мере, на это намекает Нельсон Бокарада, венесуэльский журналист, знаменитый своими способностями добывать секретную информацию, в чьем блоге runrun.es, направленном против Чавеса и напоминающем итальянские публикации в Сети Dagospia, было опубликовано известие об этой первой встрече.
Во встрече в конце сорокаминутной беседы между Папой и Раулем, участвовали якобы четверо: помимо первых двух, еще Фидель и Чавес. Венесуэльскому президенту понтифик пожелал скорейшего выздоровления и подарил освященные четки. По сведениям Бокаранда, для того, чтобы добиться этой встречи, семейство Чавес якобы отправило в Мексику «своего верного человека, мексиканца-венесуэльца, вхожего в Ватикан».
Венесуэльские дипломаты, аккредитованные при Святом Престоле, способствовали дальнейшим контактам с кардиналами. Кажется, условия соглашения предполагали краткую встречу, ограниченную, без освещения в печати. На нее отводилось время, необходимое для апостольского благословения. Если все это правда, то, вероятно, и утечка информации была специально запрограммирована, чтобы обойти условие не освещать встречу в прессе.
В Венесуэле в разгаре предвыборная кампания. Опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что Чавес на 10-15 пунктов опережает своего конкурента Каприлеса, но в какой- то момент появились данные, что они пользуются примерно одинаковой поддержкой. Известие о том, что президент получил папское благословение сыграет на пользу Чавесу, если учесть, что венесуэльский епископат настроен по отношению к нему враждебно.
Напротив, на Кубе в этот момент епископат как никогда, кажется, близок к режиму. После уже упоминавшихся столкновений между церковью и диссидентами кардинал Ортега, несмотря на то, что он сам много лет тому назад был интернирован в печально известном лагере принудительных работ Umap, дал интервью газете Ватикана «Osservatore Romano», в котором похвалил экономическую реформу Рауля и заявил, что на Кубе после освобождения людей вслед за его посредничеством больше нет политических заключенных.
Эти заявления поступили в момент, когда, по крайней мере, 150 человек были брошены в тюрьму в результате превентивных арестов, а Комиссия по правам человека и национальному согласию Элисардо Санчеса обнародовала список из 46 заключенных. Выступление архиепископа Сантьяго Дионисия Гильермо Гарсия Ибаньеса «против иностранного вмешательства» тоже, кажется, направлено на поддержку режима.
Так как католическая церковь не является монолитом, то можно вспомнить о том, что архиепископ Майами Томас Венски отслужил мессу в соборе Гаваны, в которой участвовали 300 изгнанников, - им по этому случаю было разрешено вернуться на остров. Кроме того, Венски говорил о необходимости положить конец марксисткому эксперименту «под маской смягчения».
Хотя Папа и не встретился с диссидентами, именно он произнес некоторые очень важные фразы, напомнив непрямым путем, что на Кубе есть политические заключенные, он потребовал их освобождения, объяснив, что отныне коммунизм пережил себя, так же как и эмбарго, и призвал к созданию «открытой и обновленной Кубы».
Заместитель председателя Совета министров и ответственный за экономические реформы Марино Мурильо ответил ему, что «на Кубе не будет никаких политических реформ. На Кубе мы говорим о введении в действие кубинской экономической модели, чтобы сделать наш социализм эффективным». Он сослался на модели России, Въетнама и Китая, в общем, на китайскую модель, о которой уже говорилось.
Таковы ограничения, с которыми должен считаться кубинский епископат. На острове теоретически поддерживается католическая традиция, но проживают только 40% крещеных граждан, а соблюдают церковные обряды только 1,5-5%. Согласно оценкам, до 80% населения в какой-то степени соблюдает синкретические обряды, а число католических священников не превышает 300 человек, и половина из них — иностранцы.
Кроме того, в последние годы епископату не разрешалось строить новые церкви и принимать новых священников. Помимо участия в посредничестве, которое позволило освободить большое число политических заключенных, епископат смог открыть семинарию, создать столовые для народа, открыть предпринимательскую школу в сотрудничестве с испанским университетом и организовать конференции и семинары, в которых участвовали некоторые ученые, находящиеся в изгнании в Майами.