Хотя Хорхе Этайо Гарсиайя (Jorge Etayo Garcíaya) приехал в Москву всего лишь месяц тому назад, он сполна познал, что такое российская бюрократия. Он приехал в столицу одной из динамично развивающихся стран в надежде найти здесь свое место, после того, как нынешний экономический кризис нанес серьезный удар по его профессиональной карьере. «Развитие нанотехнологий и создание Центра инновационных технологий в подмосковном Сколково имеют хорошие перспективы», увлеченно рассказывает это рассказывает этот 38-летний уроженец Страны Басков. Уехать за границу никогда не было самоцелью для Этайо. «По сути дела, это лишь мой второй выезд. Я уехал из Испании в 1998 году, чтобы работать. Не с целью трудоустройства, а чтобы приобрести новый опыт», рассказывает Этайо в кафетерии одного из современных московских торговых центров, выросших за последнее десятилетие как грибы благодаря прежде всего высоким ценам на нефть. Получив высшее образование по специальности управление предприятиями в Сан-Себастяьне, Хорхе Этайо продолжил образование в Англии и Университете Деусто в Сан-Себастьяне. «Поскольку я был молод и стремился к новым знаниям, все мне давалось легко. У меня был друг норвежец, предложивший мне работу у него на предприятии. Меня приняли и я отправился в Осло работать в компании, производившую программное обеспечение, или системы планирования производственных ресурсов. Пять лет пролетели, как одно мгновение». Но жить приходилось вдали от дома, и после плодотворной работы в Норвегии Хорхе решил вернуться в Испанию». «Голландская компания Unit4, на которую я тогда работал, приобрела фирму в Гранаде, которая впоследствии слилась с Вычислительным центров в Сабаделлее (Sabadell), а теперь его штаб-квартира находится в Каталонии».
Читайте также: Что плохо в России - бюрократизм
Так я провел в Гранаде еще пять лет, хотя при этом не терял связи с Осло». Но затем, вследствие семейных проблем Хорхе решил вернуться в Виторию, где работал в совете правления фирмы Farmaconsulting, занимавшейся продажей лекарств. Его задачей была разработка стратегии развития компании. Накопив столь солидный профессиональный опыт, Хорхе Этайо решил сделать крутой поворот и создал собственную фирму. «Вместе с моим партнером мы создали фирму, разрабатывавшую компьютерные решения в трехмерном формате». Но тут разразился кризис. Предприятия, зажатые со всех сторон, перестали инвестировать в эту отрасль, положение дел ухудшилось, Этайо и его партнеру становилось все труднее поддерживать свою фирму на плаву. «После всего этого я решил попытать удачи в Москве», говорит он с большой надеждой, несмотря на хмурую погоду, которая его здесь встретила. Прежде чем уехать за границу, он предпринял ряд попыток в Испании. Прошел несколько отборочных испытаний, его даже пригласили в ряд мест на собеседования. «Дело в том, что рынок перенасыщен, а расценки очень низкие. Причина этого заключается в том, что испанские предприниматели не вкладывают денег в разработку управленческих решений, не рассматривают это как улучшению качества выпускаемой продукции», поясняет Хорхе. Россия – не самое лучшее место для тех испанцев, которые уезжают из страны в поисках работы. Главные трудности состоят в языковом барьере, суровом климате, необходимости получения визы и бесконечных бюрократических проволочках.
Но у Этайо был очень большой плюс: Полина, его русская жена. Она родом из Ярославля, расположенного в 250 километрах от Москвы. И у нее есть небольшая собственная квартира в Москве. «Возможно, Полине удастся найти здесь хорошую работу. А я, тем временем, занимаюсь здесь бумажной волокитой во временном жилище, в надежде на благоприятный исход». Полина по образованию лингвист, она написала в Испании докторскую диссертацию и раньше работала ведущей на российском телевидении. Они познакомились в Испании, поженились и сейчас у них растет сын Даниэль, которому уже два с половиной года. Похоже, арктические морозы, накрывшие Москву в феврале, когда температура воздуха опускалась до 28 градусов ниже нуля, не ослабили энтузиазм этой маленькой семьи. И все же Хорхе не хочет держать все яйца в одной корзине. Если в итоге «Я найду работу в Норвегии, Германии или в Восточной Европе, то мы, конечно же, поедем туда». Хорхе утверждает, что в этих странах кризис не достиг такой остроты, как в Южной Европе. «Моей сестре тоже пришлось уехать из Испании. Она сейчас в Германии и говорит, что там нужны люди, образованные и не сильно образованные. Главное условие – знание немецкого языка. В других странах, как, например, в Норвегии, незнание местного языка не является особой проблемой. Но тогда надо знать английский. Если не знаешь и его, то тогда тебе там делать нечего».