Короткая передышка, которую российский премьер обеспечил за счет своей победы на президентских выборах в начале марта, не может, как и предполагалось, долго продолжаться. Пока ему не грозят новые активные акции протеста со стороны недовольной внесистемной оппозиции, имеющей свое целевые установки, поскольку в настоящее время она преимущественно занята сама собой. Однако все больше сигналов тревоги поступает от тех людей, которые видят признаки того, что бюджетная политика Путина выходит из-под контроля.
На прошлой неделе свое мнение по этому вопросу откровенно высказал Всемирный банк. Российская экономика – по паритету покупательной способности она занимает шестое место в мире – после фазы неопределенности, отмечавшейся полгода назад, в настоящее время вновь показывает уверенный рост и по экономическим показателям достигла докризисного уровня, говорится в новом докладе Всемирного банка.
Однако в настоящий момент страна как никогда раньше зависит от колебаний цен на нефть, и поэтому она должна использовать сегодняшние высокие цены на сырье и быстро вернуться к жесткой дисциплине в области государственного бюджета, а также к пополнению финансовых резервов государственного фонда, советуют эксперты из Вашингтона. «Это следует сделать именно сейчас, - подчеркивает работающий в Москве главный экономист Всемирного банка Каспар Рихтер (Kaspar Richter) . – А не потом».
Поспешность, к которой призывает Рихтер, вполне объяснима. Путин во время предвыборной борьбы впервые оказался под давлением, что заставило его сделать дополнительные обещания, средства на реализацию которых не предусмотрены в бюджетах ближайших лет, и это, по мнению Всемирного банка, приведет к тому, что в течение шести лет увеличение государственных расходов составит от 0,5% до 1,5% валового внутреннего продукта (ВВП). Кроме того, в среднесрочной перспективе уровень добычи нефти в России будет падать, и поэтому доходы от ее продажи в ближайшие три года сократятся примерно на 2% от ВВП.
Читайте также: Стоимость закупок нефти поставила новый рекорд
Рейтинговые агентства также рекомендуют ограничить расходы
Наблюдатели из Всемирного банка не одиноки в своих оценках. Рейтинговые агентства также выступили с своими предостережениями. Если расходы не будут сокращены, то падение цен на нефть может нанести серьезный удар по экономике и поставить под сомнение существующие рейтинги, отметили специалисты компании Fitch. Эксперты агентства Standard & Poor’s провели стресс-тест и заявили о возможности понижения рейтинга российских государственных облигаций на три ступени в том случае, если цены на нефть упадут до 60 долларов и будут продолжительное время оставаться на этом уровне.
Подобный сценарий не кажется очень вероятным, хотя в 2008 году все было именно так, и это вызвало в России в 2009 году рецессию в размере 7,9%. В принципе, последствия сырьевой зависимости хорошо известны. Однако новым является то, что Путин выбрал рискованную стратегию и тем самым еще больше увеличил зависимость страны от нефти.
По данным компании Standard & Poor’s, в этом году требуется уже цена на нефть в размере 120 долларов за баррель для того, чтобы получить сбалансированный бюджет. Такие цены как раз и существуют в данный момент. И в прошлом году России повезло с ценами на нефть, вот почему, вопреки собственным прогнозам, страна в 2011 году имела даже бюджетный профицит.
Но как будут вести себя цены на нефть в будущем - никто определенно сказать не может. В последнее время прогнозы становятся все более мрачными, и поэтому контракты на ближайшие три-пять лет заключаются сегодня на 30 долларов за баррель дешевле в сравнении с поставками этого вида энергоносителей в настоящее время.
Также по теме: Россия запускае новый нефтепровод - "страшилка" вроде атомной бомбы?
Нефть – не единственная проблема
Большая проблема для России – не только вероятность дефицита общего бюджета, в основу которого в этом году все равно заложена цена на нефть в 100 долларов за баррель. Настоящая проблема – это чудовищная дыра в той части бюджета, который не формируется за счет доходов от продажи нефти. До кризиса этот дефицит был ограничен 4,7% ВВП, но в период кризиса заложенные установки не соблюдались, и в 2011 году дефицит стремительно вырос до 13% ВВП. В текущем году он все еще будет не ниже 10% ВВП.
Правительство прекрасно осознает существующие риски и недавно впервые с момента кризиса вновь выразило желание ограничить использование нефтедолларов. Так, министерство финансов выступает за то, чтобы в следующем году избыточные нефтедоллары после достижения определенной отметки переводились в Стабилизационный фонд и накапливались на случай возникновения новых кризисных периодов, а также для пенсий будущих поколений, как это, например, уже делает Норвегия.
Низкий уровень задолженности предоставляет России возможность для маневра
До кризиса Россия в течение нескольких лет прибегала к подобной практике и при помощи сэкономленных средств сокращала, например, объем государственного долга. Сегодня государственный долг России составляет скромные 10% валового внутреннего продукта – сказочные показатели с точки зрения Запада.
Читайте также: Много нефти, мало реформ
Все это создает пространство для маневра, которое российское государство уже частично начинает использовать. По данным Центрального банка, к 2014 году Россия может повысить уровень государственного долга до 15,7% от совокупного экономического показателя. Первый шаг в этом направлении был сделан на прошлой неделе: Россия вернулась на рынок капиталов и сделала это довольно убедительно, продав номинированные в иностранной валюте государственных облигаций на сумму 7 миллиардов долларов, из которых 3 миллиарда были получены за счет размещения государственных ценных бумаг со сроком погашения в 30 лет.
Этот пакет облигаций стал самым крупным из размещенных странами с развивающейся экономикой в период с 2009 года. Общий размер доходности составил около 5,8%, и этот показатель выше того, что имеют другие страны из группы БРИКС (помимо России, ее членами являются Бразилия, Индия, Китай и Южная Африка). Россия, очевидно, вновь стала пользоваться доверием инвесторов, и объем размещаемого займа три раза увеличивался – хотя Всемирный банк и сократил прогноз роста российской экономики в текущем году с 3,8% до 3,5%, а Международные валютный фонд (МВФ) считает, что этот показатель составит 3,3%. В 2011 году экономика России выросла на 4,3%.
Российская экономика также растет медленнее
Однако глобальное падение конъюнктуры не обошло Россию стороной. И с 2008 года стало ясно, что Россия, в отличие от других стран группы БРИКС, сама по себе не может быть локомотивом международной конъюнктуры. Вместе с тем, по мнению Всемирного банка, у России может появиться уникальный шанс. Его эксперты имеют в виду вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
По мнению Всемирного банка, вступление России в ВТО в среднесрочной перспективе обеспечит России дополнительно рост экономики на целых 3%. Но для начала, конечно же, должен быть ратифицирован протокол о вступлении, подписанный в декабре после 17 лет переговоров.
Также по теме: Россия диверсифицирует рынки и маршруты экспорта нефти
Предприятия опасаются негативных последствий после вступления в ВТО
Несмотря на распространившуюся недавно нервозность и отрицательное отношение многих предприятий, опасающихся ухудшения их положения или не готовых к новым правилам ВТО, Путин, скорее всего, сможет добиться ратификации.
Что касается его готовности к радикальной перестройке государственных институтов и либерализации политики, без которой, как считает ректор московской Высшей школы экономики Евгений Ясин (так в тексте – прим. перев.), экономическая модернизация не имеет смысла, то это совершенно другой вопрос.
Ускорение темпов экономического роста будет теперь все больше зависеть от предпринимательской активности, которая в течение многих лет тормозилась чиновниками и самой авторитарной системой, подчеркивает Ясин в своем комментарии по поводу «правительственной Стратегии-2020».
Поэтому от элиты в настоящий момент требуется желание поделиться властью, а также готовность смириться с возможностью материальных и имиджевых потерь. «В сущности… я обращаюсь к элите и говорю им: Ребята! Это сделаете вы. А то придут другие».