Радослав Сикорский определяет новую внешнюю политику Польши. Большая интеграция в структуры Европейского Союза, укрепление роли Польши при определении общей оборонной политики и в воплощении в жизнь программы «Восточное партнерство», привилегированные отношения с Германией — вот принципы, которых собирается придерживаться Варшава в международной деятельности, по словам министра иностранных дел. Также была заявлено о полной поддержке христианско-демократической и крестьянской партий большинства, о частичной поддержке - левой оппозиции и о контрасте с консервативным меньшинством.
Федерализм рассматривается как ключ к развитию и укреплению Европы. Таков рецепт, предложенный польским министром иностранных дел Радославом Сикорским в его речи 29 марта, во время которой он изложил основные линии политики Польши на международной арене по прошествии нескольких месяцев после окончания периода, когда страна возглавляла Европейский Союз. Именно Брюссель оказался в центре внимания Сикорского. Он заявил, что только решительная интеграция в налоговой, экономической и политической областях может гарантировать Старому Свету преодоление беспрецедентного в истории кризиса.
Читайте также: Польша боится "бездействия" Германии больше, чем ее мощи
По мнению главы польского дипломатического корпуса, ЕС должен совместить компетенции главы Совета Европа и президента Европейской комиссии, сделать эту должность выборной, ввести общий избирательный список Евросоюза и отменить национальные списки по случаю ближайшего голосования с целью обновления европейского парламента. Учет общеевропейских интересов внесен и в задачи внешней политики Польши, которая, по мнению Сикорского должна строиться в рамках Евросоюза.
Он сказал, что Польша считает своим основным партнером в ЕС Германию, так как эти две страны разделяют общую точку зрения на дальнейшее развитие ЕС, а между вновь избранным президентом Германии Йоахимом Гауком и польским президентом существуют тесные связи. Первый визит Бронислава Коморовского был сделан в Берлин в 2010 году.
Среди других приоритетов Варшавы — ее обязательство сохранять свою позицию внутри ЕС в числе стран принимающих решения, не позволяя развиться сценарию, когда после подписания налогового договора Франция и Германия стали бы диктовать ей свои условия, укрепление общей оборонной политики и партнерства со странами Восточной Европы. В рамках этого последнего проекта предусматривается распространение на Украине, в Белоруссии и Грузии европейских стандартов в экономической и демократической областях.
Также по теме: Радослав Сикорский: мы думаем иначе, чем британцы
Реакция парламента на речь министра
С речью министра иностранных дел согласно большинство, состоящее из христианско-демократической партии «Гражданская платформа» и крестьянской партии PSL, а также левая оппозиция, представленная Движением Паликота и социал-демократами партии «Польская левица».
Тем не менее, Лешек Миллер, возглавляющий эту последнюю партию, показал, что план, изложенный министром иностранных дел, рискует остаться на бумаге до тех пор, пока Польша не войдет в зону евро. По мнению бывшего социал-демократического премьер-министра, Варшава слишком слабо вовлечена в сотрудничество с европейскими партнерами в секторах, о которых говорил Сикорский, особенно после продолжающихся вето Великобритании в области общей оборонной политики и после неучастия польского контингента в военных операциях в Ливии.
Критика раздалась со стороны правой оппозиции, представленной консерваторами партии «Право и справедливость». Ее представитель Кшиштоф Шчерский (Krzysztof Szczerski) заявил, что Польша должна играть более активную роль также и вне ЕС, в Восточной Европе и на Кавказе, где нужно поддерживать европейские амбиции Грузии, часто мало принимаемые во внимание Германией и Францией.
Кроме того, этот политик-консерватор проиллюстрировал, как в рамках Европы нужно переориентировать общую внешнюю политику, создав четыре зоны: западную, северную южную, балканскую и восточную. В этой последней за Польшей должно быть признано полное лидерство по вопросам, связанным с Украиной, Молдавией и Белоруссией, в этой зоне она могла бы играть доминирующую роль.