Завтра британское телевидение впервые покажет интервью с человеком, ложь которого об оружие массового уничтожения помогла доказать необходимость вторжения в Ирак. Девятилетняя война, начавшаяся в результате, унесла больше 100 000 жизней и стоила сотни миллиардов фунтов.
Иракский перебежчик, известный под псевдонимом «Крученый мяч» (Curveball), сфабриковавший информацию об иракском оружии массового уничтожения, с улыбкой подтверждает, что он придумал все от начала до конца. Это было мошенничество, изменившее ход истории, так как именно ложь Рафида Ахмеда Альвана аль-Джанаби (Rafid Ahmed Alwan al-Janabi) была использована, чтобы оправдать Иракскую войну.
«Моей главной целью было свергнуть иракского тирана, так как чем дольше этот диктатор оставался бы у власти, тем больше народ Ирака страдал бы от притеснений со стороны его режима», - говорит он в свою защиту.
Инженер-химик, попросивший в 1999 году политического убежища в Германии, утверждал, что в Ираке он отвечал за строительство передвижной биологической лаборатории. Госсекретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell), доказывая в феврале 2003 года Совету Безопасности ООН необходимость войны, представил выдумки перебежчика в качестве «фактов и выводов, основанных на надежных разведданных».
Однако г-н Джанаби, снявшийся в двухсерийном документальном фильме «Современные шпионы» («Modern Spies»), показ которого начнется завтра на BBC2, говорит, что все это было неправдой. Когда его спрашивают: «Значит, на войну с Ираком нас подвигла ложь, и эта ложь была Вашей?», он спокойно отвечает: «Да».
Американские чиновники «приукрасили» сделанные г-ном Джанаби чертежи передвижных лабораторий по производству биологического оружия, чтобы они выглядели презентабельнее, признает бывший руководитель аппарата генерала Пауэлла полковник Лоренс Уилкерсон (Lawrence Wilkerson). «Я привлек к работе над чертежами команду из Белого дома», - заявил он, добавив, что «разведданные подгонялись под требования политики».
Говоря о своем бывшем начальнике, г-н Уилкерсон отмечает: «Я уверен, что госсекретарь Пауэлл сейчас не может не испытывать ярости из-за “Крученого мяча”, который так использовал его в этой истории с разведданными».
С фильмом связана еще одна сенсация: он сообщает настоящие причины, по которым ФБР в 2010 году поторопилось арестовать русскую шпионку Анну Чапман. Руководство бюро опасалось, что гламурная разведчица хочет соблазнить одного из членов ближайшего окружения президента США Барака Обамы. Фрэнк Фильюцци (Frank Figliuzzi), возглавляющий контрразведку ФБР, сообщил, что она «подбиралась все ближе и ближе к все более высокопоставленным лицам… и, наконец, подобралась достаточно близко, чтобы заставить нас занервничать».
Таким образом, ключевой причиной ареста и депортации российской шпионской сети из 10 человек, к которой принадлежала Чапман, было опасение, что шпионка устроит высокопоставленному чиновнику «подставу». «Мы были очень обеспокоены, - утверждает контрразведчик. – Они довольно близко подошли к действующему члену кабинета, и мы не могли позволить этому продолжаться». При этом г-н Фильюцци отказался говорить, кто конкретно был мишенью шпионов.
В фильме также снялись несколько британских разведчиков. Это первый случай в истории Британии, когда интервью телевидению дают действующие сотрудники разведки. Фигуры британских шпионов – в отличие от американцев - затемнены, а говорят вместо них актеры. Известный репортер BBC Питер Тейлор (Peter Taylor), работавший над фильмом год, описывает их, как «обычных людей, преданных своей работе» и совсем не похожих на кинематографических шпионов. «Меня удивило, насколько они интегрированы в бюрократию гражданской службы. На все нужно разрешение... иногда в трех экземплярах», - добавил г-н Тейлор.
Потенциальным агентам следует забыть о любых фантазиях в голливудском духе, считает сотрудница Центра комплектования личного состава ЦРУ Соня Холт (Sonya Holt). «Они думают, что это как в фильмах - что у нас выпрыгивают на ходу из машин и все носят оружие... Да мы собираем разведданные, но на быстрых машинах у нас ездят не все. Нужно писать отчеты, ходить на заседания – это не всегда похоже на глянцевую картинку из кино».