Всего за год 44-летний миллиардер Зиявудин Магомедов смог выйти на первый план российской олигархической сцены, заполучив самые выгодные государственные контракты в сфере транспорта и инфраструктуры.
Сегодня Зиявудин Магомедов занимает ключевую позицию в секторе транспорта и логистики. В настоящий момент он вместе со своей группой «Сумма» пытается заполучить в свои руки «Домодедово», один из самых прибыльных аэропортов во всей Европе. Кремль вот уже несколько месяцев оказывает давление на нынешнего владельца московского аэропорта Дмитрия Каменщика (его считают «слишком независимым»), чтобы вынудить его продать свой актив. Но кому же в итоге достанется «Домодедово»? Зиявудину Магомедову, в распоряжении которого есть немалые кредиты от государственного Сбербанка. В 2011 году оборот «Домодедово» составил 1,2 миллиарда долларов (+19% по отношению к 2010 году), в связи с чем его стоимость оценивается экспертами в 3,5 миллиарда долларов. Дмитрий Каменщик заявил, что хочет за него пять миллиардов. «Сумма» - это главный фаворит», - считает аналитик «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов, который особо подчеркивает источники поддержки Магомедова и тот факт, что транспортный сектор является приоритетом «Суммы».
Один из четырех бизнесменов 2011 года
Империя Зиявудина Магомедова быстро расширяется и за границей. «Сумма» ведет активную работу в роттердамском порту, а также пытается заполучить контракт на строительство порта в Нангане (150 километров от Пекина). Его стоимость оценивается в два миллиарда долларов. Так в чем же задача его предприятия? Стать одним из мировых лидеров среди частных инвестиционных компаний, сообщила в начале февраля деловая газета «Ведомости», по версии которой Магомедов стал одним из четырех победителей в номинации бизнесмен года.
Железная дорога в Сибири
До 2010 года «Сумма» играла лишь вторичную роль в сфере транспорта, сырья и телекоммуникаций. Головокружительный взлет предприятия бросился в глаза в январе 2011 года, когда «Сумма» в партнерстве с государственной монополией «Транснефть» получила мажоритарную долю в крупнейшем российском торговом порту (Новороссийск). Далее «Сумма» смогла добиться мажоритарного участия в трех портовых терминалах, взяв под контроль 40% экспорта российских зерновых. В октябре она победила в тендере на строительство нефтяного терминала в Роттердаме (на сумму в миллиард долларов) совместно с местным партнером Vitol. В декабре ко всеобщему удивлению ей удалось увести из под носа у старого друга Владимира Путина Аркадия Ротенберга тендер на строительство железнодорожной линии в Сибири. Речь идет о договоре на прокладку железной дороги к крупным угольным месторождениям на сумму в миллиард долларов.
Дагестанский клан
С тех пор он стал одной из ключевых фигур на российской олигархической сцене. По выражению политолога Станислава Белковского, он входит в так называемый дагестанский клан (вместе с членом Совета Федерации от Дагестана и миллиардером Сулейманом Керимовым), который принадлежит к ближнему кругу президента страны Дмитрия Медведева. В настоящий момент «Сумма» - это одна из самых закрытых и самых влиятельных промышленных групп в стране: по утверждению владельца, ее оборот за прошлый год составил десять миллиардов долларов. Тем не менее, в ее нынешней силе кроется немалая слабость, так как ее опорой служит прежде всего политическая поддержка. Когда Дмитрий Медведев покинет президентское кресло в мае этого года, приход в Кремль Владимира Путина может негативно отразиться на влиянии этой компании.