Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему покушение на Германа Горбунцова заставляет беспокоиться за нашу национальную безопасность

© коллаж ИноСМИБанкир Герман Горбунцов
Банкир Герман Горбунцов
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как показали убийство Литвиненко и выстрелы, прозвучавшие на прошлой неделе на востоке Лондона, зачастую политические и финансовые счеты, берущие начало в России, сводятся на британской территории, причем с помощью насильственных методов. Это заставляет всерьез задаться вопросами о том, какой должна быть эффективная политика в отношении России.

Покушение на российского банкира, которое произошло в Лондоне на прошлой неделе, стало шокирующим напоминанием о том, как легко проблемы других стран могут превратиться в насилие на наших улицах.

Наш мир становится все более открытым. Это, безусловно, полезно для торговли и культуры, но у глобализации есть и своя темная сторона, которую нельзя игнорировать, чтобы правительство не начало думать, что оно может свести нашу внешнюю политику исключительно к коммерческим аспектам.

Для нас важны не только коммерция и вопросы безопасности, но и качество управления и охраны правопорядка в странах, с которыми у нас существуют тесные связи.

В последние два десятилетия Британия превратилась в один из важнейших центров российской жизни за пределами самой России. Предположительно, у нас живут сотни тысяч россиян, причем их число постоянно повышается.

Наиболее известны олигархи, покупающие футбольные клубы, газеты и дорогую недвижимость. Существует также растущее сообщество диссидентов и политических беженцев, которые боятся вернуться  домой и которым британские суды предоставляют защиту. Не стоит забывать и о молодых студентах и любителях путешествий, а также о людях, которые ищут за границей работу. Все это запутывает дело и скрадывает напряженность, которая обычно присутствует в отношениях между Россией и Британией на уровне правительств. Для членов российской деловой элиты, которые нередко, чтобы чувствовать себя спокойнее, предпочитают стоять одной ногой за границей и держать за рубежом изрядную часть своего состояния, Лондон также стал одним из излюбленных мест.

Читайте также: Лондон встревожен после нападения на российского банкира

Распространившаяся в последнее время среди российских предпринимателей тенденция оформлять договоры по английскому праву привела к тому, что сейчас более половины дел, рассматривающихся в наших коммерческих судах, связаны с Россией или другими бывшими советскими республиками. Один из самых известных примеров - это дело с участием Романа Абрамовича и Бориса Березовского, вердикт по которому должен быть скоро оглашен. Это обеспечивает хорошо оплачиваемой работой британские юридические фирмы и помогает российским компаниям получить определенную степень правовой определенности, которой у них в противном случае не было бы. Однако присутствие в стране российских граждан, использующих Британию в качестве убежища - в том числе от собственного правительства, – также служит источником дипломатической напряженности и ставит под угрозу внутреннюю безопасность Британии.



Как показали убийство Александра Литвиненко и выстрелы, прозвучавшие на прошлой неделе на востоке Лондона, зачастую политические и финансовые счеты, берущие начало в России, сводятся на британской территории, причем с помощью насильственных, а не законных методов. Это заставляет всерьез задаться вопросами о том, какой должна быть  эффективная политика в отношении России, и о том, насколько разумно замалчивать серьезные проблемы из дипломатических соображений.

Правительство тратит много усилий, чтобы добиться более прочных отношений с Россией в областях торговли и инвестиций. Судя по всему, его впечатлил частичный успех начатой президентом Обамой политики перезагрузки, и оно хочет достигнуть аналогичных результатов.

Однако с этим связаны две проблемы. Во-первых, у нас нет возможностей воспроизвести стратегическую сущность отношений между США и Россией и предложить русским престиж в качестве стимула для сотрудничества. Во-вторых, как европейская страна мы в меньшей степени способны отгородиться от российских внутренних проблем, чем США. Более того, Лондон -  один из крупнейших центров российской элиты за пределами России.

Также по теме: Для ведения баталий олигархи выбирают Лондон

Проблемы демократических стандартов и прав человека в России, отношений этой страны с соседями и  ее поведения как поставщика энергоносителей влияют на нас значительно сильнее, чем на Америку – либо напрямую, либо через сеть связей, соединяющую нас с остальной частью Европы.

Поэтому наши отношения с Россией нельзя сводить к ряду деловых операций. Они также должны учитывать ряд серьезных и остающихся нерешенными проблем, связанных с сущностью российского государства, его отношением к собственным гражданам и готовностью соблюдать законность. Ликвидация нефтяной компании ЮКОС, отказ российских властей сотрудничать со следствием по делу об убийстве Александра Литвиненко и жуткие обстоятельства смерти Сергея Магнитского в следственном изоляторе – вот лишь три примера из целого множества тем, вызывающих серьезную тревогу.

Правительству следует не заметать эти вопросы под ковер, а, работая совместно с другими странами, придавать им особую важность в отношениях с Россией. Необходимо настаивать на выполнении избранным президентом Владимиром Путиным его предвыборных обещаний по борьбе с коррупцией. Сотрудничество в областях торговли инвестиций и модернизации экономики нужно поставить в зависимость от ситуации с законностью и соблюдением прав собственности. Правительство должно по максимуму использовать предстоящее вступление России в ВТО для улучшения российского делового климата.

Российское правительство интегрировано в глобальный мир и пользуется преимуществами членства в международном сообществе. Нашему правительству следует больше делать для того, чтобы Россия вела себя как ответственный партнер и перестала постоянно давать поводы для обвинений в коррупции и нарушениях прав человека и служить источником риска, связанного с угрозой экспорта ее проблем на улицы Лондона.