Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Отношения вверх тормашками

© коллаж ИноСМИАрмения и Россия
Армения и Россия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В связи с 20-летием установления армяно-российских дипломатических отношений Армению с официальным визитом посетил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Как известно, Россия является страной, с которой после обретения независимости Армения установила особые отношения, заключив в 1997году также Большой договор об армяно-российской дружбе и взаимопомощи.

В связи с 20-летием установления армяно-российских дипломатических отношений Армению с официальным визитом посетил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Как известно, Россия является страной, с которой после обретения независимости Армения установила особые отношения, заключив в 1997году также Большой договор об армяно-российской дружбе и взаимопомощи.

Известно также, что Россия является тем единственным государством, которое на территории Республики Армения имеет военную базу, а часть границ Армении охраняют российские пограничники. Все это, однако, за прошедшие годы привело к тому, что Армения с Россией не то что сохранила особые отношения, а просто уступила России часть своего суверенитета, в результате чего высокопоставленные должностные лица даже не гнушаются заявлять в Ереване, что Армения является форпостом России.

Армения уступила России энергетическую систему. Власти Армении пытаются любой ценой добиться русскоязычного общего образования, да еще законодательно. Дипломаты РФ в Армении не гнушаются или не чувствуют неудобным заявлять, что русский язык является языком безопасности Армении и армянского народа.

По сути, такую, вот, грустную картину представляют сегодня армяно-российские стратегические отношения, а вот что осталось от этой стратегии, пожалуй, наилучшим образом свидетельствует озвученная в Ереване Лавровым фраза. Говоря об опасностях в связи с возможным военным походом против Ирана, Лавров рассмотрел Армению и Азербайджан в равных плоскостях, сказав, что эти две страны – дружественные для России, и стабильность обеих может оказаться под угрозой в случае возможных военных действий против Ирана.

Глава МИД России, волей-неволей, ставит знак равенства между Арменией и Азербайджаном, что, однако, весьма закономерно, судя по политике, проводимой Россией в последние годы в отношении Азербайджана, и направленной на задабривание Баку, во многих случаях, за счет государственных интересов и достоинства Армении, лучшим доказательством чему являются, пожалуй, трехсторонние переговоры в урегулировании Карабахского конфликта. В течение этих переговоров Москва пыталась всячески навязать Еревану уступки в вопросе Карабаха, и только благодаря западной поддержке Ереван смог воспротивиться и не уступить России хотя бы в вопросе Карабаха.

Иначе говоря, за эти 20 лет армяно-российские отношения развивались не эволюционным, а наоборот, мутационным путем, и сегодня уже эти отношения, очевидным образом, отрицательно влияют и на экономическое, и на политическое, и на общественное развитие Республики Армения, апогеем чего, пожалуй, явилось то, что под командованием России в ОДКБ обсуждается возможность использования войск специального назначения для восстановления общественного порядка в странах-членах ОДКБ. И вопрос этот генсек ОДКБ Николай Бордюжа впервые обсудил именно в Ереване. То есть, это будет последней каплей, которую армяно-российская дружба добавит в стакан потери суверенитета Республики Армения.

В настоящее время армяно-российские отношения, к сожалению, стали особыми в обратном смысле, т.е. в плане увеличения угроз государственной безопасности Республики Армения. Однако здесь, конечно, будет неправильно обвинять только лишь служак имперской политики Москвы.

Главная проблема – в Армении, так как эти отношения встали с ног на голову, в первую очередь, потому, что в основу повестки дня отношений с РФ власть Армении поставила, прежде всего, вопрос сохранения собственной власти и капитала, а вопросы, связанные с государственными интересами, находятся в этой повестке настолько, насколько умещаются в этой «главной» цели.