Высокопоставленный чиновник получил миллионные доходы с помощью одного из самых богатых бизнесменов России. Это однозначно звучит незаконным. Потому, после того, как на прошлой неделе международные СМИ сообщили о подобных действиях российского вице-премьера Игоря Шувалова, логично было ожидать большого публичного резонанса.
Однако в России все гораздо сложнее. Множество комментаторов, включая пресс-секретаря избранного президента Владимира Путина, выступили в защиту Шувалова, и заявили, что он никоим образом не нарушил российские законы.
Факты, которые не были никем опровергнуты, следующие. В 2004 году компания, зарегистрированная на Багамских островах, под названием «Sevenkey Ltd.», участвовала в двух операциях по покупке акций. Компания инвестировала 17,7 миллионов долларов в российского газового монополиста «Газпром» с помощью миллиардера Сулеймана Керимова, а другие 49,5 миллионов долларов в европейского металлопроизводителя Corus с помощью другого миллиардера, Алишера Усманова. В 2007 и 2008 годах Sevenkey продала активы с доходом, превышающим 200 миллионов долларов.
Жена Шувалова, Ольга, зарегистрирована бенефициаром. Обе сделки были доведены до конца в то время, когда Шувалов являлся экономическим советником Путина. Доходы были получены, когда он стал заместителем Путина на посту премьер-министра.
Изначальное происхождение средств компании туманно. Шувалов возглавлял крупное адвокатское бюро «АЛМ» до того, как поступил на работу в правительство. «АЛМ» предоставляло консультации большим нефтяным компаниям, потому Шувалов мог получать большие суммы от них. Согласно представителям другого российского миллиардера Романа Абрамовича, которые цитируются западными СМИ, деньги появились от опциона на покупку 0,5% акций нефтяной компании «Сибнефть», который он получил в 1996 году за свою работу для компании.
История про опцион не убедила борца с коррупцией Алексея Навального, одного из лидеров недавних массовых протестов в Москве. «Никто раньше о таком опционе не слышал», - написал Навальный в своем блоге. Он предположил, что деньги на самом деле являются взяткой, оплаченной в 2004 году за лоббирование интересов Абрамовича и его партнеров в важной сделке.
«вице-премьер правительства РФ Игорь Иванович Шувалов находился под следствием по факту получения взяток в особо крупном размере». Рядом же с ним под следствием, а потом – на скамье подсудимых должны находиться граждане Абрамович и Усманов», - пишет Навальный.
Никакого расследование начато не было. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что избранный президент в курсе всех дел семьи Шувалов, и что «все в рамках закона». Жена Шувалова скрупулёзно декларировала доходы от сделок. Сам Шувалов заявил, что как юрист, он всегда действовал в рамках закона.
Действительно, российские законы требуют лишь, чтобы бизнес активы госслужащего были помещены в трастовый фонд. Не существует правила, запрещающего жене госслужащего получать доходы. И, исходя из закона, нет проблемы в том, что траст работает с одними из главных бизнесменов в стране.
В случае Шувалова, очевидного конфликта интересов не существует, так как он не принимал важных решений в отношении «Газпрома» и еще меньшее влияние имеет на рыночную цену Corus. Критикам было бы трудно найти свидетельства того, что чиновник Шувалов делал что-то конкретное, помогая Абрамовичу, Керимову или Усманову.
Другими словами, сделки Шувалова выглядят сомнительными потому, что он, как чиновник, обладал доступом к миллиардерам, которые помогли ему провести эти удачные сделки. Но не существует формальной причины для того, чтобы его преследовать или хотя бы уволить.
Ни для кого в России не секрет, что государственные чиновники являются одними из богатейших людей в стране. Их состояния порой показушное, как в случае Шувалова, который любит хорошие автомобили и владеет дорогой недвижимостью. Однако, его состояние могло быть заработано вполне законно в свете того, что законы столь слабы.
«Это личное решение каждого обогащаться или нет во время работы на посту», - говоря о «Шувалов-гейт», заявил мне заместитель министра российского правительства.
Действительно, существуют те, кто симпатизируют Шувалову, не в последнюю очередь в связи с источником информации западных СМИ. По всей видимости, документация поступила от бывшего юриста «АЛМ» Павла Ивлева, который ныне проживает в США. Ивлев находится в розыске по запросу российских властей в связи с его участием в громком деле «ЮКОС», в котором участвует самый известный российский заключенный и некогда самый богатый человек страны, Михаил Ходорковский. Ивлев нанял Навального как своего юриста в России за ежемесячную плату в 10 тысяч долларов.
Ивлев, когда-то управлявший для Ольги Шуваловой Sevenkey, Ltd, не отрицает свою роль в публикации документов, отметив, что не нарушил ни одной этической нормы адвоката, и что считает источники доходов Sevenkey, Ltd «вызывающими вопросы».
Тот факт, что Ходорковский, Навальный, американская и западная пресса замешаны в «Шувалов-гейт», позволило появиться нескольким теориям заговора. «Сначала Ходорковский… и другие герои 90-ых годов решат, кого они первыми лишат поддержки», - написала популярный блогер Ольга «Fritzmorgen» Макаренко. «Потом они заверят свой план у американцев, а после одобрения, они разместят некоторые бумаги в дружественных газетах».
Комментатор Максим Кононенко также выступил против критиков Шувалова. «Мы знаем, что документы Шувалова были слиты Ивлевым», - написал он на прокремлевском ресурсе «Взгляд». «Мы знаем, что Ивлев платит Навальному. Мы знаем, что Навальный публикует документы Шувалова. Эти три факта ведут к четвертому: Ивлев платит Навальному для того, чтобы потопить Шувалова. Потому, Навальный (по крайней мере в этом случае) борется с коррупцией за 10 тысяч долларов в месяц».
Бывший глава администрации президентов Бориса Ельцина и Владимира Путина Александр Волошин также выступил с защитой Шувалова, предположив, что «медиа-атака» на вице-премьера началась в тот момент, когда началось обсуждение состава следующего правительства.
«Шувалов - прямой, последовательный и принципиальный человек с прогрессивными взглядами - он всегда выступал за демонополизацию экономики, за приватизацию, за последовательное сокращение вмешательства государства в экономику и прозрачность госрегулирования», - написал Волошин в своем блоге. «Я думаю, именно за эту принципиальность, а также за менеджерские способности его ценят президент и премьер-министр.
И поэтому же у него безусловно хватает противников и недоброжелателей.
И поэтому же информационная кампания против него развернулась именно сейчас - в период обсуждения структуры и состава будущего правительства».
Волошин прав в одном: уходящий президент Дмитрий Медведев, которого Путин назначил следующим премьер-министром, сейчас выбирает себе кабинет министров с помощью избранного президента. Каким бы не был источник документов о Шувалове, президент и премьер-министр стоят перед сложным выбором. С одной стороны, сохранение Шувалова может послужить сигналом бюрократам, что личное обогащение разрешено при условии, что законы соблюдены.
Множество взоров направлено на Путина и Медведева пока они обдумывают свое решение.