Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Наказание Pussy Riot покажет терпимость властей России к критике

© РИА Новости Андрей СтенинПикет сторонников Pussy Riot у здания Мосгорсуда
Пикет сторонников Pussy Riot у здания Мосгорсуда
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мы зачастую болезненно реагируем на критику в отношении Эстонии или истории Эстонии, в то же время готовы вместе с Путиным и Лукашенко называть террористами и преступниками тех, кого называют и они.

Мы зачастую болезненно реагируем на критику в отношении Эстонии или истории Эстонии, в то же время готовы вместе с Путиным и Лукашенко называть террористами и преступниками тех, кого называют и они.

Женская «панк-рок-банда» – пожалуй, так можно их назвать, эстонский язык дозволяет длинные соединительные слова. Итак, члены скандальной женской панк-рок-банды Pussy Riot вторглись 21 февраля, незадолго до президентских выборов в России, в московский кафедральный собор Христа Спасителя и выступили там со своей знаменитой панк-молитвой. У Девы Марии попросили прогнать Путина и стать феминисткой.

Трем членам «банды»: Надежде Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерине Самусевич позже было предъявлено уголовное обвинение, им грозит до семи лет лишения свободы. У Толоконниковой и Алехиной у каждой есть маленький ребенок. Тем не менее, их содержат в следственном изоляторе.  
 
По словам главы РПЦ Кирилла, это была «бласфемия» и «осквернение святого места». Правозащитники Людмила Алексеева, Лев Пономарев и другие с самого начала называли этих девушек узниками совести. Вчера это определение утвердил и влиятельный Amnesty International.

«
Мученики или святотатцы»

В России одновременно ведется несколько кампаний – одни за Pussy Riot, другие против.

На Кубани, в Краснодаре, устроили митинг с осуждением. В Москве - в основном «за». В поддержку молодых женщин выступили и десятки священников, которые утверждают, что не все православные настроены прокремлевски.

Моление в церкви - не первое выступление Pussy Riot. Они и ранее делали погоду своими выступлениями в цветных масках и исполняя полуголыми рок зимой на улице. Их прогоняли с Красной площади, а как-то раз они выступили на крыше здания, близ которого на короткое время задержали одного из двигателей московских акций протеста Алексея Навального.  Но панк-молитва в главном соборе Москвы навела на них очень резкий фокус, они стали сосредоточием ряда конфликтов. 

Мученики они или святотатцы, певцы свободы или хулиганы? Инициирование уголовного дела, суровые слова Патриарха, но, по сути, подобострастные перед Кремлем обвинения и висящее в воздухе тюремное наказание содействуют взрослению общественного мнения. Православные, требующие освобождения женщин, говорят, что вторжение в кафедральный собор достойно осуждения, но еще большего осуждения достойна неадекватная и чрезмерно суровая реакция властей.

На сей момент Юку-Калле Райд (депутат парламента от правящей партии Союз Отечества - Республика – прим. перевод.) со своим московским другом Артемом Троицким очень отчетливо показали общественности Эстонии, что это конфликт ценностей. Оказались замешанными даже президент и архиепископ. Для того, чтобы рассказать об известных мне фактах, должен начать с минувшего четверга, когда позвонил Юку-Калле.

Юку: «послушай, ты поддерживаешь освобождение Pussy Riot?»

Я: «Кого? «А-а, Pussy Riot. Ну, конечно, поддерживаю!»

Юку: «Окей, я тоже подготовлю письмо.»


Святотатцев нужно сурово наказать?

Так оно началось. Девять депутатов парламента обратились к Владимиру Путину и Государственной думе, а президент Ильвес посетил концерт в поддержку  Pussy Riot, устроенный в театре Von Krahl. Как сказал Артем Троицкий, Эстония стала первой страной, где была выражена такая солидарность в освобождении  Pussy Riot.

Но это было только тихое начало, в последующие дни конфликт ценностей разгорелся уже вовсю. Прежде всего, ко мне в электронную почту пришло рассерженное письмо от знакомого органиста. Он замечательный человек с острым социальным нервом. Он поразился тому, что я присоединился к такому глупому обращению и выразил мнение, что в таком случае я должен буду поддержать и ситуацию, когда кто-нибудь ворвется в парламент, начнет бушевать в зале, влезет на стол правления и потребует освободить премьер-министра Эстонии теми же словами, что и «эти девчонки в московском кафедральном соборе». Ответил, что понимаю его чувства, но наказание ведь непропорционально.

Затем открыл разделы комментариев ряда online-изданий и обнаружил, что органист не одинок в своих мыслях. Святотатцев нужно строго наказать, и какое право имеет Эстония влезать во внутреннии дела России. Возможно, что в подобных случаях ФСБ призывает своих агентов влияния анонимно выступать на форумах, но наверняка здесь была изрядная доля искренней реакции. Вспомнилось, что когда в Белоруссии расстреляли двух предполагаемых виновных во взрывах в минском метро, то реакция была приблизительно такой же – так и нужно поступать!  Никакого чувства нюансов, взвешенных аргументов. Осталось без внимания, что казненные ребята могли быть невиновными и что качество расследования не выдерживает критики. Просто: «Террористов нужно расстрелять!»   

Порой мы чрезвычайно болезненно реагируем даже на скромную критику в случае, если она затрагивает Эстонию или историю Эстонии, но в то же время готовы вместе с Путиным и Лукашенко называть террористами тех, кого называют и они.

Из еретиков в герои

Ну, хорошо, Pussy Riot выражает внутренний конфликт ценностей, это многоуровневый случай. Безобразия в церкви можно осудить, но в цивилизованном государстве наказание ограничилось бы административным штрафом. Правы, очевидно, и те, кто говорит, что если бы панк-молитва не была против Путина, а в поддержку, то ничего бы особенного не произошло.

В России Церковь тесно переплетена с государственной властью, империализмом и путинизмом. При более доброжелательном толковании можно сказать, что именно это и хотели высказать в панк-молитве, и с этой точки зрения девушкам задуманное удалось. Последовала такая реакция, которая бывала в истории Церкви и ранее – по сути, Патриарх Кирилл объявил их еретиками и предал анафеме. Позже история формировала героев именно из таких людей…

Реакция Андреса Пыдера (архиепископ Эстонской лютеранской церкви – прим. перевод.) и Меэго Реммеля сосредоточилась на невозможности оправдывать безобразия в церкви. Политики на этот аспект столь большого внимания не обратили, но все же неверно утверждать, что они оправдывали протесты в святом месте. Прежде всего, обратили внимание на то, что наказание, которое им грозит, непропорционально. В более поздних комментариях архиепископ Андрес Пыдер сказал, что разделяет критику членов парламента  о возможном наказании. Хорошо и это – верю, что мы недалеки от единомыслия.

Личность Андреса Пыдера заслужила позавчера немало внимания и в критическом по отношению к властям России портале Grani.ru. Упоминалось, что архиепископ Эстонии одобрил перенос Бронзового солдата, осудил гомо-браки и позволил проводить богослужения в Эстонской лютеранской церкви на русском языке. Очевидно, для читателей Grani.ru это красочные детали, но в статье они все же не помогли прямым оценкам ценностей. В комментариях дело обернулось более горячими спорами, но не обошлось в дебатах и без обсуждения, как произносится буква «ы» в имени Пыдер и можно ли по ней определить эстонский акцент. Заслужили внимания и красивые названия местностей Выру и Высу и особенно трудно произносимое слово «йыги» (река – прим. перевод.).

Феминизм и коктейль общественной критики

И внутриэстонские дебаты тоже никак не хотят успокоиться.  Некоторые наблюдатели критикуют Эстонскую евангелическую лютеранскую Церковь и, забывая о вертикали власти Путина, считают, что тоталитаризм исходит из веры. Когда перед выборами я посетил Москву, корреспондент национального телерадиовещания Кристер Парис очень ярко сказал о своеобразии анти-путинских протестов: «Здесь все по-дружески вместе, националисты, либералы и даже гомо-активисты.» И пока они протестуют против Путина, все так и останется. В Эстонии в конфликте вокруг Pussy Riot возникают дополнительные нюансы – члены партии Центра нападают на президента и на Ану Саагим в церкви (эстонская светская львица, устроившая пирушку в церкви Святого духа в Таллине – прим.перевод.). Каждый берет от конфликта свое.

Особо хочется выделить мнение Айна Риистана в интернет-сети Postimees, где он говорит, что в ключе антропологии веры можно и Иисуса рассматривать как панка своей эпохи.  Послание Pussy Riot рушило границы терпимости и веры, но в то же время было мощным: «Затронуто неприкасаемое и носителю власти напомнили, что есть власть и выше него (Богоматерь)». Если идти еще дальше, можно поискать связь с шоковой терапией зен-буддизма или рассматривать послание Pussy Riot как плодотворный генератор текстов, поскольку поток исходящих из него трактовок и оценок не утихает.

Отчетливые параллели проводятся с протестным движением на Украине FEMEN. Молодые женщины провели ряд протестов против власти, появляясь на демонстрациях с голой грудью. И здесь можно рассмотреть коктейль из феминизма и более широкой критики общества. Воздействия добиваются шокирующим поведением. Кадры о том, как крепки полицейские запихивают полуголых девушек в полицейские машины, являются лакомым блюдом телеканалов.    

Форма протеста может нам нравиться или нет. Важно при этом не смешивать причину и следствие. Провоцирующе ведущие себя девушки не нарушают ничьих прав человека или не прекращали общественных дебатов. Зато это делали власти. Строгость наказания в отношении девушек станет лакмусовой бумагой терпимости властей к критике или ее отсутствию.

Перевод: Хейно Сарап